2) как минимум 4-летний курс теоретической и практической подготовки, включающей не менее
1132 часов инструктивных занятий (для клинических аналитиков плюс дополнительный 2-летний
курс);
3) как минимум 100 часов личного анализа;
4) опыт (описание) как минимум двух собственных случаев (одного короткого и одного
пролонгированного), проработанных как минимум в течение 100 часов с одним или двумя обучающими
аналитиками (супервизорами);
5) наличие как минимум 300 часов собственной супервизорской практики.
Для аналитика-супервизора дополнительными требованиями является как минимум 5-летний
стаж психотерапевтической аналитически ориентированной практики.
В Москве открыт Институт гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных
исследований (обучение платное). Институт готовит специалистов по следующим направлениям:
психоанализ (клинический, теоретический, прикладной и детский); психологическое консультирование,
семейное и индивидуальное консультирование, социальная работа). Срок обучения: 5 лет на базе
среднего образования; 3 года на базе высшего (медицинского и психологического) образования. В
Москве также открыто психоаналитическое отделение в Высшем психологическом колледже при
Институте психологии РАН. Это отделение имеет программу подготовки, рассчитанную на 2 года
дневного обучения по 24 аудиторных часа в неделю и включает 3 блока:
1) общая психологическая подготовка;
2) теории современной психотерапии, куда входят курсы общей и частной психоаналитической
психотерапии;
3) психотерапевтическая практика личный клиентский опыт, работа в психотерапевтической
мастерской и др., супервизия.
В 1997 г. создана Федерация психоанализа России. В этом же году была разработана (с
одобрением Комитета Международной психоаналитической ассоциации) теоретическая программа
обучения Рабочей группы по образцу нескольких институтов психоанализа США и Германии в течение
5-летнего срока.
См. также Психоанализ в России.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. В качестве синонимов П. п. в современной
литературе используются такие понятия, как «психодинамическая психотерапия», «инсайт-
ориентированная психотерапия», «эксплоративная психотерапия».
Хотя некоторые психоаналитики, отмечает Куртис (Curtis H. С., 1991), придерживаются того
мнения, что психоанализ невозможно четко отграничить от П. п., кроме как по таким количественным
факторам, как число сессий, регулярно проводимых по расписанию на протяжении установленного
срока, и большая продолжительность, однако, сравнивая их по качеству процесса, можно установить
существенные различия. Учитывая, что эти различия могут быть размыты на границе, где интенсивная
психотерапия способна приобрести некоторые описательные и качественные характеристики
психоанализа, все же сохраняются различия в значении опыта пациента и характера интеракции между
пациентом и аналитиком, а также в технических вмешательствах, которые являются результатом этого
опыта. Некоторые из различий могут быть связаны с соответствующими целями этих двух
терапевтических вмешательств, в особенности при переходе из пограничной зоны на участок,
отведенный каждому из методов.
Сами названия указывают на один важный параметр: терапия, а не анализ. Хотя совершенно
очевидно, что эти две категории не являются взаимоисключающими, кроме, быть может, того, что в
крайних точках данного спектра целью терапии является акцент на смягчение, облегчение, адаптацию и
возобновление функционирования. Те же явления возникают и при анализе, но они не рассматриваются
как конечные пункты и подвергаются дальнейшей эксплорации для определения их значения и функции,
так как акцент перемещен на достижение другой цели повышение самопознания и способности
постоянно расширять осознание внутренней психической жизни. Для того чтобы этот процесс начался,
установился и сохранялся, требуется специальное сочетание технических мер, создающих
психоаналитическую ситуацию. Эти технические приемы включают: использование свободных
ассоциаций,
охватывающих всю психологическую сферу, а не целенаправленное обсуждение;
|