Navigation bar
  Print document Start Previous page
 439 of 825 
Next page End  

сформировавшихся под их влиянием нежелательных стереотипов переживания и поведения. Тем не
менее эту первую П. м. о. п. Фрейд расценивал как возможность открытия аналитику своего
бессознательного, анализу же придавалось меньшее значение. Именно поэтому он считал тогда, что
такой вступительный этап позволит далее аналитику провести самоанализ. Однако эти его
представления не получили развития в П. м. о. п.
Первые официально установленные принципы обучения были объявлены в 1924 г. в Берлине на
конгрессе психоаналитиков. В его решениях указывалось, что продолжительность личной тренинговой
терапии должна составлять не менее 6-12 месяцев. Но уже в 1928 г. Ференци констатировал, что
тренинговый анализ ничем не должен отличаться от лечебного, только должен быть глубже и
продолжительнее. Первоначально акцент делался на анализе личности психотерапевта и его работе с
пациентами. В ранний период формирования П. м. о. п. возникла дискуссия между Венской и
Венгерской школами психоанализа по поводу учебного и лечебного тренинга.
Представители
психоаналитического института в Вене настаивали на том, что личный аналитик обучающегося
психотерапевта не должен осуществлять супервизию при терапии своих первых пациентов.
Обосновывали они эту позицию полезностью для обучающегося иметь разные мнения от ведущих
отдельно лечебный и учебный тренинг. Любые личностные вопросы, возникающие в период
супервизии, адресовались аналитику психотерапевта. В Венгерской школе психоанализа считали, что
иррациональные чувства психотерапевта относительно пациента должны рассматриваться в процессе
тренингового анализа тем же аналитиком. Дискуссия закончилась согласием с позицией венских
психоаналитиков. По мере развития психоанализа, увеличения срока лечения больных возрастали и
требования к обучению. В 1932 г. на конгрессе психоаналитиков в Висбадене был образован
Международный тренинговый комитет и установлена продолжительность личного анализа в течение не
менее 1,5 года с последующим проведением психоаналитической психотерапии не менее 2 больных под
контролем супервизоров.
В 1947 г. Лондонский институт психоанализа определил длительность
обучения — не менее 4 лет личного тренинга, а затем проведение 2 больных в условиях супервизии и
теоретической учебы в течение 3 лет (последняя могла осуществляться одновременно с предыдущими
формами обучения). В 1937 г. Фрейд предложил повторять личный анализ психотерапевта каждые 5
лет. Но эта рекомендация обычно не соблюдалась, возможно, из-за того, что тренинговые анализы
стали намного продолжительнее и — как следствие этого — более тщательными. Однако повторные
личные анализы и в настоящее время встречаются среди аналитиков, особенно если они ощущают
трудности в своей работе или вне ее. Обучающийся психоаналитик может выбирать и менять своих
учителей. В автобиографической книге Перлса (Perls F. S.) «Внутри и вне помойного ведра» автор
упоминает нескольких аналитиков, проводивших с ним анализ (5 раз по 50 минут в неделю в течение 4
лет), в частности Райха (Reich W.), а также руководителей его теоретического образования (Хорни
(Horney K.); Фенихель (Fenichel О.); Дойч (Deutsch H.) и др.). Первый Российский государственный
психоаналитический институт был закрыт по идеологическим мотивам в 1925 г. На протяжении
последующих десятилетий упоминание о психоанализе в литературных источниках допускалось лишь в
критическом плане, доступ в библиотеках к работам Фрейда и его последователей был ограничен,
отсутствовали психоаналитическая практика и преподавание психоанализа.
В условиях общественных и политических перемен в жизни страны в 1988 г. была основана
Российская психоаналитическая ассоциация, а в 1991 г. учрежден первый в России Институт
психоанализа (в 1994 г. он был переучрежден в качестве Восточно-Европейского института
психоанализа) для подготовки специалистов в области философского, клинического и прикладного
психоанализа (4-летний курс на базе высшего образования). За основу образовательных программ
Восточно-Европейского института психоанализа были взяты программы Лондонского института
психоанализа.
В 1994 г. в соответствии с принципами Международной психоаналитической ассоциации
совместным решением Российской психоаналитической ассоциации Восточно-Европейского института
психоанализа, Фонда возрождения Русского психоанализа и Государственного отделения
психоаналитической медицины был установлен «Российский стандарт подготовки (сертификации)
психоаналитиков». Этот стандарт определяет:
1) наличие предшествующего высшего образования;
Hosted by uCoz