основа приобретения новых знаний о мире. Репродуктивный метод, по сравнению с информационно-
рецептивным, ориентирован на более активное использование креативных возможностей больных.
Этим методом легко выявляются индивиды, способные к более дифференцированной интерпретации
сложной информации, успешнее приспосабливающиеся к меняющимся условиям социальной среды, что
обусловливается у них достаточно выраженной конформностью. Такие пациенты носители второго
уровня эндопсихики (по А. Ф. Лазурскому). При репродуктивном методе предпочтительными являются
активная видеообратная связь и самомоделирование. Предъявление видеозаписей репродуктивным
методом интенсифицирует психотерапевтический процесс в основном за счет увеличения кратности
сопоставления собственно ценностных образцов с предъявляемыми фрагментами наиболее адаптивного
поведения.
Методом проблемного изложения, в сравнении с информационно-рецептивным и
репродуктивным, в наибольшей степени актуализируют познавательные способности больных. Это
достигается использованием аудиовизуальных сообщений, составленных из наиболее противоречивой,
спорной или в высокой степени неопределенной информации о намерениях, действиях и ситуациях;
пациенты их оценивают, делают выводы и принимают решения. Благодаря исследованию скрытых
мотивов поведения других людей в продемонстрированных эпизодах у больных открываются
возможности для распознавания психологических механизмов невротических конфликтов
(интрапсихического напряжения в интерперсональных отношениях). Описание результатов наблюдения
в доступной пациентам форме отражает достигнутый на этапе психотерапии уровень понимания ими
проблемной ситуации, глубину ее осознания и переработки. Длительный и обстоятельный анализ
первичной информации, не всегда строго и последовательно аргументированные умозаключения
больных приводят к заметному умственному напряжению в подобных ситуациях. Пациентам,
наблюдающим самих себя в предъявленных для обсуждения эпизодах, также предлагается принять
участие в анализе собственного поведения. Использование принципа проблемности в процессе
демонстрации видеозаписей диктует необходимость активного отбора психотерапевтом проблемных
эпизодов (из исходного материала). В последующем из проблемных ситуаций, распределенных по
категориям сложности, с учетом конкретных задач психотерапии конструируют специальные
«длинники», или новую реальность. Использование первичной информации в проблемном изложении
провоцирует у многих пациентов с недостаточно развитыми креативными способностями чрезмерное
напряжение познавательных процессов, что осложняет всесторонний анализ трудных ситуаций и
конструктивное совладание с ними. Последнее необходимо учитывать особенно психотерапевтам,
применяющим метод проблемного изложения в сочетании с другими возможностями информационной
техники, так как от пациентов в случае перегрузки их видеообратной связью следует ожидать
эмоционально-шоковых реакций или «видеошока», а это заметно снижает эффективность
психотерапевтического воздействия.
Внедрение видеотехники в психотерапевтический процесс значительно расширяет границы
использования различных методов и создает необходимые предпосылки для развития интегративных
подходов в психотерапии. Пациенты, во многих случаях впервые, получают возможность объективно
наблюдать собственное поведение, анализировать скрытые причины своих переживаний и поступков
без искажающего влияния других пациентов или психотерапевта. Различия в характере применения
видеотехники определяются лишь сочетанием основных вариантов видеообратной связи и
моделирования (самомоделирования) поведения с учетом разных этапов и методов психотерапии, а
также их основными мишенями. Современная видеотехника совместима с компьютерными системами и
в сочетании с ними образует видеокомпьютерные комплексы (видеокомпьютеры). Видеокомпьютеры
позволяют конструировать так называемую третью реальность, в которой на основании уже имеющейся
информации наглядно представлены различные ситуации из будущего или по сохранившимся
элементам восстановлена давно утраченная информация. Третья реальность (создаваемая посредством
компьютерных систем), или виртуальное пространство, это наглядные картины ожидаемых
(прогнозируемых) результатов лечения по каждому больному уже в самом начале психотерапии и,
следовательно, возможность своевременно произвести в ней необходимые коррективы и проверить ее
результативность путем моделирования.
Можно полагать, что в недалеком будущем от активного применения видеотехники
|