Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 825 
Next page End  

основа приобретения новых знаний о мире. Репродуктивный метод, по сравнению с информационно-
рецептивным, ориентирован на более активное использование креативных возможностей больных.
Этим методом легко выявляются индивиды, способные к более дифференцированной интерпретации
сложной информации, успешнее приспосабливающиеся к меняющимся условиям социальной среды, что
обусловливается у них достаточно выраженной конформностью. Такие пациенты — носители второго
уровня эндопсихики (по А. Ф. Лазурскому). При репродуктивном методе предпочтительными являются
активная видеообратная связь и самомоделирование. Предъявление видеозаписей репродуктивным
методом интенсифицирует психотерапевтический процесс в основном за счет увеличения кратности
сопоставления собственно ценностных образцов с предъявляемыми фрагментами наиболее адаптивного
поведения.
Методом проблемного изложения, в сравнении с информационно-рецептивным и
репродуктивным, в наибольшей степени актуализируют познавательные способности больных. Это
достигается использованием аудиовизуальных сообщений, составленных из наиболее противоречивой,
спорной или в высокой степени неопределенной информации о намерениях, действиях и ситуациях;
пациенты их оценивают, делают выводы и принимают решения. Благодаря исследованию скрытых
мотивов поведения других людей в продемонстрированных эпизодах у больных открываются
возможности для распознавания психологических механизмов невротических конфликтов
(интрапсихического напряжения в интерперсональных отношениях). Описание результатов наблюдения
в доступной пациентам форме отражает достигнутый на этапе психотерапии уровень понимания ими
проблемной ситуации, глубину ее осознания и переработки. Длительный и обстоятельный анализ
первичной информации, не всегда строго и последовательно аргументированные умозаключения
больных приводят к заметному умственному напряжению в подобных ситуациях. Пациентам,
наблюдающим самих себя в предъявленных для обсуждения эпизодах, также предлагается принять
участие в анализе собственного поведения. Использование принципа проблемности в процессе
демонстрации видеозаписей диктует необходимость активного отбора психотерапевтом проблемных
эпизодов (из исходного материала). В последующем из проблемных ситуаций, распределенных по
категориям сложности, с учетом конкретных задач психотерапии конструируют специальные
«длинники», или новую реальность. Использование первичной информации в проблемном изложении
провоцирует у многих пациентов с недостаточно развитыми креативными способностями чрезмерное
напряжение познавательных процессов, что осложняет всесторонний анализ трудных ситуаций и
конструктивное совладание с ними. Последнее необходимо учитывать особенно психотерапевтам,
применяющим метод проблемного изложения в сочетании с другими возможностями информационной
техники, так как от пациентов в случае перегрузки их видеообратной связью следует ожидать
эмоционально-шоковых реакций или «видеошока», а это заметно снижает эффективность
психотерапевтического воздействия.
Внедрение видеотехники в психотерапевтический процесс значительно расширяет границы
использования различных методов и создает необходимые предпосылки для развития интегративных
подходов в психотерапии. Пациенты, во многих случаях впервые, получают возможность объективно
наблюдать собственное поведение, анализировать скрытые причины своих переживаний и поступков
без искажающего влияния других пациентов или психотерапевта. Различия в характере применения
видеотехники определяются лишь сочетанием основных вариантов видеообратной связи и
моделирования (самомоделирования) поведения с учетом разных этапов и методов психотерапии, а
также их основными мишенями. Современная видеотехника совместима с компьютерными системами и
в сочетании с ними образует видеокомпьютерные комплексы (видеокомпьютеры). Видеокомпьютеры
позволяют конструировать так называемую третью реальность, в которой на основании уже имеющейся
информации наглядно представлены различные ситуации из будущего или по сохранившимся
элементам восстановлена давно утраченная информация. Третья реальность (создаваемая посредством
компьютерных систем), или виртуальное пространство, — это наглядные картины ожидаемых
(прогнозируемых) результатов лечения по каждому больному уже в самом начале психотерапии и,
следовательно, возможность своевременно произвести в ней необходимые коррективы и проверить ее
результативность путем моделирования.
Можно полагать, что в недалеком будущем от активного применения видеотехники
Hosted by uCoz