психотерапевтами-профессионалами, от умения использовать новые информационные технологии во
многом будет зависеть дальнейшее развитие теории и практики психотерапии.
См. также Видеообратная связь в психотерапии, Самомоделирование на основе видеозаписи.
АУТЕНТИЧНОСТЬ (греч. authentikys подлинный). Понятие, разработанное в
гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных
характеристик личности. По Роджерсу (Rogers С. R.), который активно использовал этот термин, А.
это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта,
профессионала, педагога, руководителя и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только
данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду со способностью к безусловному принятию и
эмпатии А. является обязательной составляющей эффективного человеческого общения.
Границы понятия А. нечетки. Часто в качестве синонимов термина А. используются такие
определения, как полноценно функционирующая личность (Роджерс (Rogers С. R.)), свобода (Олпорт
(Allport F.Н.)), самоактуализация (Маслоу (Maslow A.H.)), самость, целостная личность (Перлс (Perls
F.S.)), конгруэнтность (Гриндер (Grinder J.), Бендлер (Bandler R.)).
Психологический смысл А. можно определить как согласованное, целостное, взаимосвязанное
проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное
функционирование. Проявление или непроявление А. с этой точки зрения наблюдается при
столкновении личностных мотивов и интересов с социальными нормами, доминирующими
тенденциями общественного сознания. В такой ситуации аутентичное поведение предполагает цельное
переживание непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами.
Человек вовлеченно воспринимает происходящее и затем непосредственно проявляет свое
эмоциональное отношение к нему. Его мысли и действия согласованы с эмоциями. В современных
направлениях психологии, разрабатывающих формальную структуру коммуникации, поведение такого
человека оценивается как конгруэнтное (т. е., с точки зрения стороннего наблюдателя, информация,
поступающая от него по вербальному и невербальному каналам, является согласованной).
В традициях гуманистической психологии А. характеризует также некую идеальную личность, в
противоположность невротической личности. На пути к А. осуществляется личностный рост. В
гештальт-терапии А.,
самости предшествуют этапы осознавания относительности социальных норм,
неэффективности поведенческих шаблонов, утверждения собственной ценности с открытием в себе
возможности проявления любых, даже негативных эмоций, с одновременным принятием на себя
ответственности за аутентичное поведение в обществе. В этом контексте А. это не образец для
подражания, скажем, герою, а выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих
уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни. Примером
аутентичного поведения может служить поведение участника тренинговой группы, который, испытывая
страх перед предстоящим групповым обсуждением вопроса «Как ты сейчас себя чувствуешь?», честно
признается в том, что боится.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (греч. autos сам, genos происхождение). Активный метод
психотерапии, психопрофилактики и психогигиены,
направленный на восстановление динамического
равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека,
нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются
тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность А. т.
противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели
пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.
Как лечебный метод А. т. была предложена для лечения неврозов Шульцем (Schultz J. Н.) в 1932 г.
В нашей стране ее стали применять в конце 1950-х гг. Лечебное действие А. т., наряду с развитием в
результате релаксации трофотропной реакции, характеризующейся усилением тонуса
парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации
стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической
областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у
тренирующихся (Лобзин В. С., 1974).
Выделяют две ступени А. т. (по Шульцу): 1) низшая ступень обучение релаксации с помощью
упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной
|