интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с
помощью которых «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности. Эта концепция в
рамках психоанализа подвергалась определенным изменениям. Согласно взглядам современного
психоаналитика Бреннера (Brenner Ch., 1981), П. з. является определенным аспектом мышления,
отражающим взаимосвязи между «Я» и Оно. В зависимости от особенностей конфликтной ситуации
(различное размещение ее на оси «удовольствиенеудовольствие») «Я» может применять защитные
механизмы как защиту при давлении влечений и для их удовлетворения. В защитных целях «Я»
использует любую установку, восприятие, отвлечение внимания, смещение на побудители иного
поведения и вообще «все, что есть под рукой».
В основе современных представлений о механизмах П. з. доминируют познавательные теории
Гжеголовской (Grzegolowska H., 1981). Эти механизмы определяются как защитные переоценки
(реинтерпретации), характеризующиеся изменением значения факторов эмоциональной угрозы,
собственных черт и ценностей. В основе защитной деятельности, целью которой является снижение
тревоги (психического дискомфорта) или повышение самооценки, лежит защита «Я» посредством
искажения процесса отбора и преобразования информации. Благодаря этому сохраняется соответствие
между имеющимися у больного представлениями об окружающем мире, себе и поступающей
информацией.
В отечественной психологии и психотерапии понятие П. з. рассматривается как важнейшая
форма реагирования сознания индивида на психическую травму (Бассин Ф. В. и др., 1975). При этом
имеется в виду прежде всего защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных
психологических установок и отношений, в субъективной иерархии ценностей, которая направлена на
редукцию патогенного эмоционального напряжения, способствуя хотя и временному, но определенному
лечебному эффекту и предотвращая дальнейшее развитие психологических и физиологических
нарушений.
В личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной,
Ташлыкова П. з. понимается как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное
изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений когнитивных, эмоциональных,
поведенческих с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного.
Такие негативные чувства, как тревога, страх, гнев, стыд и др., сама болезнь как эмоциональный стресс,
вызывают в личности адаптивные процессы переоценки значения ситуации, отношений,
представлений о себе в целях ослабления психического дискомфорта и сохранения соответствующего
уровня самооценки. Этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности
психики с помощью целого ряда механизмов П. з., одни из которых действуют на уровне восприятия
(например, вытеснение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (например,
рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными
стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям
лечения делают такие защитные механизмы патологическими. Общей чертой их является отказ
личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы,
вызывавших отрицательные, мучительные для индивида переживания.
Наиболее распространенные и важные механизмы П. з. могут быть представлены в виде
нескольких групп. Первую группу составляют защитные механизмы, которые объединяет отсутствие
переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или
отрицанию. Вытеснение активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее
болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Это
наименее дифференцированный и нередко малоэффективный способ защиты, но в той или иной мере
он присоединяется к действию всех других защитных механизмов. Человек легко может забывать
некоторые вещи, особенно то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот
механизм проявляется у людей с незрелым «Я», истерическими чертами характера, у детей. Близкими к
описанному способу защиты считаются механизмы перцептивной защиты (автоматические реакции
невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся
информацией), подавление (более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей
информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов),
|