активного старания». Релаксационные упражнения в процессе визуализации должны помочь пациенту
«дегипнотизироваться» от неверных представлений о своей неполноценности по сравнению с другими
или о своем превосходстве над другими. Автор считает, что нет причин, по которым человеку нельзя
было бы реализовать «силу разума, данную ему Богом», для того чтобы изменить дисфункциональные
когниции и дезадаптивное поведение, даже если это детерминировано бессознательными механизмами.
Ошибки, совершенные в прошлом и настоящем, должны произвольно изгоняться из памяти, заменяясь
воспоминаниями об успешном поведении. Необходимо анализировать причины, вызывающие
угрызения совести и заниженную самооценку, выявляя их и подчеркивая их абсурдность. «Глупые»
мысли и чувства должны отвергаться. Борьба с ложными представлениями и замена их разумными
являются существенно важными для адаптации. Пациенту рекомендуют в течение рабочего дня
находить время для того, чтобы расположиться в кресле, расслабиться и детально вспомнить ощущения,
возникшие во время предшествовавших 30-минутных сеансов. Релаксационные упражнения
сопровождаются стандартными формулами самовнушения.
Считается, что пациент приобретает
привычку получать удовольствие от систематического размышления о приятных вещах. Задания могут
носить характер прямого самовнушения, например: каждое утро во время завязывания шнурков на
ботинках внушать себе необходимость начать день с оптимизмом, вести себя более весело и
дружелюбно, предвосхищать успех. Формулы самовнушения, как правило, включают принятие самого
себя, собственных несовершенств и недостатков и в то же время стремление к совершенствованию.
Мальц разработал формулы внушения, специально ориентированные на преодоление усталости, дурных
привычек, снятие чувства одиночества и достижение внутреннего душевного покоя. Автор утверждает,
что при достаточно систематическом использовании методики положительных результатов можно
достичь через 3 недели.
ПСИХОЛИЗ. Психотерапевтический метод, разработанный Лейнером (Leuner H., 1962).
Предназначен для активизации и психотерапевтической переработки неосознаваемых пациентом
переживаний, лежащих в основе заболевания.
В основе П. интоксикация пациента галлюциногенами (психодислептиками, например ЛСД-
25). В отличие от психоделической психотерапии,
также основывающейся на применении этого
средства, в П. используется многократная (обычно до 50 раз) интоксикация нарастающими дозами
препарата (от 25 до 200 гамм).
Во время сеанса пациент находится в тихом, затемненном помещении в одиночестве. Под
влиянием препарата происходит активизация и повторное переживание эмоционально значимых
событий из его жизни («активизация трансфеноменальных динамических систем», по Лейнеру),
ослабляются защитные механизмы психики, облегчается актуализация, осознание и отреагирование
вытесненных психотравмирующих впечатлений. По мере прохождения курса актуализируются все более
ранние переживания, вплоть до детских.
Имеются данные об эффективности П. при лечении неврозов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА. Понятие П. з. приобрело существенное значение во всех
направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологическими механизмами развития
болезнь всегда рассматривали как результат действия вредоносных факторов и механизмов
«физиологической защиты», направленных на восстановление нарушенного гомеостаза организма.
Аналогично можно расценивать и механизмы П. з. Воспаление и боль, с одной стороны, являются
адаптивными физиологическими реакциями, с другой включаясь в патогенез болезни, играют и
вредоносную роль (Иовлев Б. В., 1974). Механизмы П. з. также адаптивны и предохраняют сознание
больного от болезненных чувств и воспоминаний, однако при проведении психотерапевтической
работы создают определенные препятствия, сопротивление переработке психотравмирующего
содержания переживаний.
Представления о П. з. первоначально формировались в рамках психоанализа. Концепция П. з. в
виде классического психоаналитического подхода была представлена А. Фрейд (Freud А.) в книге «Эго и
механизмы защиты» (1936). Согласно разработанной Фрейдом (Freud S.) структуре личности, П. з.
рассматривается как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы
достижения «Я» компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я, а также внешней
действительностью. Механизмы П. з. направлены на уменьшение тревоги, вызванной
|