психотерапевтического занятия, сдерживается личностный рост.
Вопрос психотерапевта «По поводу чего вы испытываете чувство вины?» требует от пациента
определенной концентрации. Человек научается чувствовать вину в связи с определенными
стандартами поведения; со временем это чувство становится фиксированным. Например, если в детстве
мальчик спрашивает у матери, отчего у него такая длительная эрекция, а в ответ мать стыдит его, то во
взрослой жизни чувство вины в большей степени будет связано с сексом.
Сфокусировав свои чувства, пациент с помощью воображения должен их отреагировать. Вот
некоторые примеры:
1. Невозможный вопль высказать значимому в твоей жизни лицу любую эмоцию
(психотерапевт разрешает все эмоции).
2. «Я не... Я...!» проективная методика, позволяющая пациенту представить персону, с которой
у него конфликт, и отстоять свои права («Я не скотина, я человек, требующий к себе уважения!»).
3. «Твое лицо в моих ладонях мое лицо в твоих ладонях» пациента побуждают представить
лицо человека, который вызывает у него напряжение (часто это мать или отец), а затем сказать что-либо
ему и получить ответ.
По своим методическим приемам П. т. Ш. близка к гештальт-терапии.
ПСИХОКАТАРСИЧЕСКИЙ МЕТОД БРЕЙЕРА. Брейер (Breuer J., 1842-1925), выдающийся
венский врач, использовал гипноз для лечения моносимптомов при истерии расстройства движения,
речи, зрения, памяти и др. Находящемуся в состоянии гипнотического сна пациенту предлагалось
вспомнить о событиях, которые предположительно вызывали тот или иной симптом. Брейер исходил
из того, что аффективно окрашенные впечатления, в силу каких-то причин вытесненные из сознания,
продолжают оказывать влияние на человека и могут патологически изменить его поведение. Чтобы
добиться лечебного эффекта, нужен гипнотический сон, при котором возможно освобождение от
травмирующих эмоций путем катарсиса. Какие-то мысли или импульсы оказываются неприемлемыми
для индивида, и их заместителями становятся симптомы при истерии. Если этим мыслям или
импульсам дать возможность вновь появиться в сознании, наступает облегчение и заменявшие их
симптомы либо исчезают, либо становятся менее резкими. Брейер назвал феномен избавления от
симптома при воспоминаниях в состоянии гипнотического сна о психотравмирующей ситуации
древнегреческим термином «катарсис» (при эмоциональном восприятии трагических спектаклей на
сцене).
По утверждению Фрейда (Freud S.), Брейер дал ему ключ к пониманию истерии, сообщив о
работе с Анной О., страдавшей истерическими расстройствами. В гипнотическом сне она вспоминала
все, что забывала в состоянии бодрствования. После того как больная «разматывала нить в обратном
направлении», симптом исчезал, был, как говорили Брейер и Фрейд, отреагирован. Итогом обобщения
подобных случаев явилась вышедшая в 1895 г. книга Брейера, написанная совместно с Фрейдом,
«Исследование об истерии». От нее принято вести историю психоанализа.
ПСИХОКИБЕРНЕТИКА. Термин предложил Мальц (Maltz M.) для обозначения
психотерапевтического подхода (который сам автор называет телеологическим) к изменению
восприятия самого себя. Методика, с точки зрения автора, является аналогом «целенаправленного
поведения механических систем» и представляет собой, по существу, вариант программы аутотренинга.
Основная форма проведения
убеждение в сочетании с релаксационными упражнениями.
Теоретической основой концепции П. является постулат, согласно которому в каждом человеке
заложена «творческая система управления», которая может быть использована как «механизм успеха», а
не как «механизм неудачи». Новые стереотипы мышления, представления и воспоминания могут быть
получены с помощью «встроенных сервомеханизмов» нервной системы. Пациент ориентируется на
размышления о достижимой цели. Ожидаемые в процессе решения проблемы ошибки, как и во всех
механических системах, сигнализируют о необходимости изменить линию поведения, что не должно,
однако, сопровождаться существенными сознательными усилиями: процесс должен протекать скорее
непроизвольно. Пациент должен использовать таким образом свое воображение в течение 30 минут, в
одиночестве, без внешних помех, находясь в состоянии мышечной релаксации, закрыв глаза и мысленно
представляя себе сцены «адекватных, успешных, идеальных действий и реакций». Предполагается, что
позднее эта иная линия поведения обычно воплощается в реальных проблемных ситуациях «без
|