противоположный эффект, создавало для него такие комфортные условия, что ему ничего не хотелось
менять в своей жизни и, напротив, возникало желание оставаться маленьким мальчиком. Таким
образом, ролевая обратная связь позволила протагонистке увидеть собственные противоречивые
потребности, желания и чувства. Идентификационная обратная связь основана на возможной
идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, т. е. тех членов группы, которые не
принимали непосредственного участия в разыгрывании психодраматической ситуации. Здесь члены
группы, наблюдавшие за ролевой игрой, говорят о том, что чувствовали они, какие переживания,
мысли, воспоминания, ассоциации возникали у них. Так, в приведенном выше примере один из
участников группы рассказал о том, как он воспринимал повышенную опеку матери, какие чувства это
вызывало у него и каким образом он смог преодолеть собственную зависимость от родителей. Другая
участница группы говорила о том, как ей трудно было пережить взросление дочери и что помогло ей
справиться с этой собственной проблемой. Таким образом, идентификационная обратная связь, во-
первых, предполагает более активное вовлечение всех участников группы в работу над собственными
проблемами, во-вторых, предоставляет протагонисту поддержку и позволяет ему почувствовать, что его
проблемы и переживания не чужды другим людям, а также может помочь ему увидеть иные
возможности преодоления и разрешения существующих проблем и конфликтов. Иногда третья
завершающая фаза психодрамы может содержать и собственно анализ и интерпретацию
психодраматического действия. Однако при наличии качественной ролевой и идентификационной
обратной связи это становится излишним.
Метод П., ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках психоанализа и
генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация материала, а также цели отдельных
процедур и ролевой игры могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности,
психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-
ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов.
Существует опыт использования различных вариантов П., отличающихся от классической
процедуры, при работе одной психотерапевтической группы, при этом в каждом конкретном периоде
групповой психотерапии П. выполняет различные функции. Одним из таких примеров является опыт
работы клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. В начале работы группы, уже
на первом занятии, пациентам предлагается разыграть ролевую ситуацию на тему «Разговор со
значимым для меня человеком». П. выполняет в основном диагностическую функцию: группа получает
первую информацию о сфере и характере трудностей пациента, о способе их переживания. Сам пациент
имеет возможность познакомиться с методом, часто применяемым в дальнейшем, и получает от группы
первую обратную связь об особенностях своего поведения, отмеченных коммуникативных трудностях. В
дальнейшем по мере развития группы П. начинает решать более глубинные задачи и приближается к
своему классическому варианту, предполагающему исследование проблемы, достижение инсайта и
катарсиса. На последнем этапе работы П. носит скорее тренинговый характер и имеет своей целью
помочь войти в реальные жизненные роли и ситуации.
Наиболее успешно П. может использоваться в комплексе с другими методами групповой
психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой),
так как препятствует
излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые
эмоции и способствует достижению осознания.
П. как составная часть групповой психотерапии широко используется при лечении больных с
нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в
психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии.
ПСИХОИМАЖИНАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ШОРРА. Мысленное воспроизведение внутренних
конфликтов человека и отреагирование подавленных эмоций, особенно чувства вины, через
опосредованные образы.
Как только пациент определит зону конфликта, он несомненно обратится к специфическому
психотравмирующему опыту. Ему придется столкнуться с бессознательной стратегией, используемой
значимыми для него людьми, и собственной психологической защитой.
Особенно сильно последняя
проявляется при воспоминании такой психотравмирующей ситуации, как «день стыда в предыдущей
жизни». Шорр (Shorr J.) полагал, что до тех пор, пока не отреагированы чувства в безопасной атмосфере
|