формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Дальнейшие исследования в области П. подтверждают связь между психодраматическим
разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования.
В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием
психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту свободного выбора как
относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую
деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациентом
положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что П. способствует
преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает
изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура П. предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист
пациент субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер,
фасилитатор) тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта
заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы
доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к
ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении
вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа
интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта котерапевт и пациенты, исполняющие
вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как
«вспомогательные "Я"». «Вспомогательные "Я"» могут олицетворять значимых для протагониста людей
или части его собственного «Я». Выделяют несколько основных функций «вспомогательных "Я"»:
сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как
протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми
неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов;
помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители остальные
члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но
обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников
психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена место, где разворачивается
психодраматическое действие, жизненное пространство.
Процесс П. включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную («разогрев»);
собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный
обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала,
предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и
других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в
инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников,
ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной
атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые
скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр. Вторая фаза
разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь
катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить
эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог,
построение будущего, проба реальности и др. Третья фаза фаза обсуждения, или интеграции,
является завершающей. По сути дела, эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи
двух видов ролевой и идентификационной. Первая обратная связь «из роли». Здесь протагонист
получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что
им хотелось сделать или сказать протагонисту и пр. во время разыгрывания психодраматической
ситуации. Таким образом, протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера.
Например, женщина, которая была протагонистом, разыгрывала ситуацию разговора с сыном, которого
она убеждала в том, что ему пора быть взрослым и самостоятельным. При этом ее высказывания и
поведение, сама ситуация разговора, вся обстановка свидетельствовали, что ее истинным желанием
было не отпускать от себя сына ни на шаг. Участник группы, исполнявший роль сына, в процессе
ролевой обратной связи сказал ей, что все ее поведение, то, что и как она говорила, вызвало
|