другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями» и т. д. В
качестве определения, которое является довольно общим, но в какой-то мере объединяет эти два
подхода, можно привести определение Кратохвила (Kratochvil S.): «Психотерапия представляет собой
целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».
В определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается
как форма воздействия на психику (и через психику на организм), т. е. подчеркивается объект
воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте, сколько на
средствах воздействия. И та, и другая позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия
дословно означает лечение души (от греч. psyche душа, therapeia лечение), указывает на объект
воздействия. С другой стороны, в русском языке сходные по образованию термины (например,
физиотерапия, фармакотерапия и пр.) обращают внимание не на объект, а на средства воздействия
(фармакотерапия лечение медикаментозными средствами). В этом случае термин «психотерапия»
означает лечение психологическими средствами. Можно надеяться, что процесс развития психотерапии
как научной дисциплины позволит уточнить и ее определение. Однако следует обратить внимание, что
понятие «воздействие» необходимым образом входит в самые различные определения психотерапии.
Психотерапевтическое воздействие это вид клинико-психологического вмешательства
(интервенции), которое характеризуется определенными целями, соответствующим этим целям
выбором средств воздействия (методов), функциями, теоретической обоснованностью, эмпирической
проверкой и профессиональными действиями. Очевидно, что теоретическая обоснованность является
стержневой характеристикой клинико-психологической (психотерапевтической) интервенции,
поскольку именно теоретический подход определяет цели и средства, характер и специфику
психотерапевтического воздействия.
В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические
теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и
формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий. Концепция нормы это
представления о здоровой личности, т. е. психологическая концепция, которая определяет основные
детерминанты развития и функционирования человеческой личности. Концепция патологии это
концепция личностных нарушений, концепция происхождения невротических расстройств,
рассматривающая их в рамках соответствующих представлений о норме.
При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в
психотерапии психодинамическое, поведенческое и «опытное» соответственно трем основным
направлениям психологии (психоанализу, бихевиоризму и экзистенциально-гуманистической
психологии) и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и
личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических
воздействий. Различные направления психотерапии это не только различные модели
психологического вмешательства, но и различные психологические теории, различные концепции
личности, которые, имея в своей основе определенные философские подходы со своим собственным
взглядом на природу человека и пути к ее пониманию, оказывали влияние не только на
психотерапевтическую практику, практику психологического вмешательства, но и на другие виды
человеческой деятельности. (См. Динамическое направление в психотерапии, Поведенческая
психотерапия, Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в
психотерапии).
Психодинамическое направление. В рамках психодинамического подхода, исходя из
представлений об организации и механизмах функционирования психики и возникновения неврозов,
был разработан лечебный метод, в котором прослеживается четкое соответствие психологической
концепции психоанализа не только теории психоаналитической психотерапии, но и ее практике.
Психологическая концепция, концепция личности в психоанализе представляет собой
реализацию психодинамического подхода, предполагающего рассмотрение психической жизни
человека, психики с точки зрения динамики (взаимодействия, борьбы, конфликтов) ее составляющих
(различных психических феноменов, различных аспектов личности) и их влияния на психическую
жизнь и поведение человека. В качестве основной детерминанты личностного развития и поведения
здесь рассматриваются бессознательные психические процессы, которые выступают в качестве
|