движущих сил, определяющих и регулирующих поведение и функционирование человека. В целом,
психическая жизнь человека рассматривается как выражение бессознательных психических процессов.
Содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, первичные, врожденные,
биологические влечения и потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются в область
бессознательного. Инстинкты понимаются как побудительные, мотивационные силы личности, как
психическое выражение импульсов и стимулов, идущих от организма (и, в этом смысле, биологических),
как психическое выражение состояния организма или потребности, вызвавшей это состояние. Целью
инстинкта является ослабление или устранение возбуждения, удовлетворение потребности за счет
определенного соответствующего поведения. Эта внутренняя стимуляция, с точки зрения Фрейда (Freud
S.), является источником психической энергии, которая обеспечивает психическую активность человека
(в частности, поведенческую активность). Поэтому инстинктивные побуждения и рассматриваются как
мотивационные силы, т. е. мотивация человека направлена на удовлетворение потребностей организма,
на редукцию напряжения и возбуждения, вызванного этими потребностями.
Рассматривая проблему организации психики и проблему личности, Фрейд создал две модели:
топографическую (уровни сознания) и структурную (личностные структуры). Согласно топографической
модели в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание (то, что осознается
человеком в данный момент), предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но достаточно
легко может быть осознанно) и бессознательное (то, что не осознается в данный момент, и практически
не может быть осознанно человеком самостоятельно; оно включает инстинктивные импульсы,
переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию). Более
поздняя модель личностной организации структурная. Согласно этой модели личность включает три
структуры, три инстанции: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид является источником
психической энергии, действует в бессознательном и включает базальные инстинкты, первичные
потребности и импульсы. Ид действует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится к немедленной
разрядке напряжения. Эго (разум) направляет и контролирует инстинкты, осуществляет анализ
внутренних состояний и внешних событий и стремится удовлетворить потребности Ид с учетом
требований внешнего мира. Супер-Эго это моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Оно
формируется в процессе воспитания и социализации индивида за счет интернализации социальных
норм, ценностей, стереотипов поведения и осуществляет контроль над поведением человека
(самоконтроль). Таким образом, Ид стремится к немедленной разрядке напряжения и не соотносится с
реальностью, Супер-Эго препятствует реализации этих желаний и стремится подавить их (согласно
морально-этическому принципу), Эго, напротив, способствует осуществлению желаний Ид, но
стремится соотнести их с реальностью, с требованиями и ограничениями социальной среды (согласно
принципу реальности), становясь, тем самым, ареной борьбы между первичными потребностями (Ид) и
моральными нормами, правилами, требованиями, запретами (Супер-Эго). Следствием сильного
давления на Эго является тревога как сигнал об опасности, сопровождающийся определенным уровнем
напряжения. Она является функцией Эго и предупреждает Эго о надвигающейся опасности, угрозе,
помогая личности реагировать в подобных ситуациях безопасным, адаптивным способом. Фрейд
выделял три типа тревоги: объективную или реалистическую (связанную с воздействиями внешнего
мира), невротическую (связанную с воздействиями Ид) и моральную (связанную с воздействиями
Супер-Эго). Невротическая тревога по сути является страхом перед наказанием за неконтролируемое
проявление потребностей Ид и возникает в результате воздействия импульсов Ид и опасности, что они
будут осознаны, но не могут контролироваться. Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы
определенные приемы, используемые Эго и направленные на снижение напряжения и тревоги.
Функция защитных механизмов заключается в том, чтобы не допустить осознания инстинктивных
импульсов, предохранить Эго от тревоги. Они являются неосознаваемыми и пассивными, в
значительной степени искажают реальность и направлены вовнутрь на снижение тревоги. В целом
действие защитных механизмов оказывается неэффективным, т. к. они направлены не на активное
преобразование и переработку конфликтов и проблем, а лишь на вытеснение их в бессознательное,
«удаление» из сознания. Поэтому тревога снижается лишь на непродолжительное время и может
привести к развитию невротического состояния.
Центральным содержанием общей концепции психологического происхождения неврозов в
|