раздражителей на поведение человека, и отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от
внешнего к внутреннему научению: от методов, направленных на изменение открытых форм поведения,
непосредственно наблюдаемых поведенческих реакций (основанных, преимущественно, на
классическом обусловливании и оперантном обусловливании)
до методов, направленных на изменение
более глубоких, закрытых психологических образований (основанных на теориях социального научения,
моделирования и когнитивных подходах). Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой
клиническое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма.
Бихевиоризм, являясь психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого
направления в медицине, фокусирует свое внимание на поведении как единственной психологической
реальности, что и определяет подход к проблеме здоровья и болезни. Здоровье и болезнь являются
результатом того, чему человек научился и чему не научился, личность понимается как приобретенный
человеком в течение жизни опыт. Норма в рамках этого подхода это адаптивное поведение, а
клинические симптомы или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивное поведение,
как усвоенная неадаптивная реакция. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько
симптом, который понимается как нарушение поведения. Так, Вольпе (Wolpe J.) определяет
невротическое поведение как привычку неадаптивного поведения у физиологически нормального
организма; Айзенк (Eysenck H. J.) и Рахман (Rachman S.) как усвоенные образцы поведения,
являющиеся в силу каких-либо причин неадаптивными. Адаптация является основной целью
поведения, поэтому поведение, не обеспечивающее ее, является патологическим. Нарушения поведения
в рамках поведенческого направления являются приобретенными, т. е. представляют собой усвоенную
неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации.
В соответствии с этими представлениями о норме и патологии основной целью психологических
вмешательств, психотерапии в рамках поведенческого подхода является научение, т. е. замена
неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически
научение осуществляется на основании базовых психологических моделей научения, разработанных
бихевиоризмом. Различные методы поведенческой психотерапии концентрирует воздействие на
отдельных элементах и комбинациях традиционной бихевиористской схемы «стимул-промежуточные
переменныереакция». В соответствие с этим в рамках поведенческой психотерапии можно выделить
три подхода, связанных с тремя моделями научения.
Первый подход методически основан на классической парадигме И. П. Павлова, на классическом
обусловливании и используют схему «S->R» и систематическую десенсибилизацию или другие приемы
редукции симптома. В классической Павловской схеме реакции возникают только в ответ на
воздействие какого-либо стимула, т. е. безусловного или условного раздражителя. Формирование
условного рефлекса происходит в условиях смежности и повторения. Экспериментатор воздействует на
организм условным раздражителем и подкрепляет его безусловным. После ряда повторений реакция
ассоциируется с новым стимулом, прежде нейтральный безусловный стимул вызывает условную
реакцию. Результатом научения по такой схеме является респондентное поведение поведение,
вызванное определенным стимулом. Подача подкрепления в данном случае связана со стимулом (S),
поэтому данный тип научения, в процессе которого образуется связь между стимулами, обозначается как
научение типа S. Примером такого методического подхода может служить метод классической
систематической десенсибилизации Вольпе. Можно назвать еще ряд феноменов, связанных с именем И.
П. Павлова и используемых в поведенческой психотерапии: генерализация стимулов, различение
стимулов (стимульная дискриминация), угашение.
Второй подход методически основан на оперантной парадигме Скиннера (Skinner В. F.) и
используют схему «R->S» и различные виды подкрепления. Скиннер один из виднейших
представителей бихевиоризма, показал, что воздействие окружающей среды определяет поведение
человека, он рассматривает в качестве главного фактора формирования человеческого поведения
культуру, содержание которой выражается в определенном наборе комплексов подкреплений. С их
помощью можно создавать и модифицировать человеческое поведение в нужном направлении. На
таком понимании основаны методы модификации поведения, которые используются не только в
психотерапевтической практике, но и в практике, например, воспитательных воздействий. Термины
«инструментальное научение» и «оперантное обусловливание» означают, что реакция организма,
|