Navigation bar
  Print document Start Previous page
 473 of 825 
Next page End  

Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники,
педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать
здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных
конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент
воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы.
В этом основное отличие П. к. от психотерапии. От так называемой «дружеской беседы» П. к.
отличается нейтральной позицией консультанта. Пользуясь трансактной терминологией, «дружеская
беседа» проводится в позиции Ребенок—Ребенок, психотерапия — Родитель—Ребенок, а П. к. — в
позиции Взрослый—Взрослый. Современная тенденция — стирание границ между психотерапией и П.
к. В 40-50-е гг. профессиональное консультирование зародилось и распространилось благодаря
социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением, психотерапевтами, главным
образом психодинамических направлений, и с опорой на опыт психотерапевтической практики
(преимущественно клиент-центрированной психотерапии).
Последние годы партнерский подход и
опыт консультирования обогащают психотерапию.
Становление П. к. происходило практически одновременно во всех экономически развитых
странах, поэтому трудно назвать пионеров. Но отчетливо выделяются три основных подхода в П. к.
1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ сущности и
внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. Подход аналогичен поведенческой психотерапии,
зачастую подразумевает подключение к консультированию членов семьи пациента и организационную
помощь ему и его семье.
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling) центрировано на анализе
индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении
подобных проблем в будущем. Подход аналогичен психодинамической психотерапии, консультант
принципиально воздерживается от советов и организационной помощи.
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk) центрировано на выявлении
ресурсов для решения проблемы. Наиболее ярким примером подобного подхода является краткосрочная
позитивная психотерапия.
Независимо от вышеприведенных концептуальных ориентации можно выделить основные цели
и задачи П. к. и алгоритм технических этапов.
Цели и задачи П. к.:
1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;
2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;
3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);
4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;
5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;
6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.
Технические этапы П. к.:
1) установление контакта профессионального консультирования;
2) предоставление пациенту возможности выговориться (в ряде случаев люди, впервые
получившие возможность рассказать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в
процессе разговора начинают «видеть проблему по-другому и возможности ее решения», могут
остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами);
3) предоставление пациенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах
его проблемной ситуации;
4) совместная с пациентом переформулировка проблемы;
5) заключение динамического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли
ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий
пациента);
6) формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой
профессиональный и жизненный опыт только после того, как пациент сформулировал 2-3 решения);
7) выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения пациента;
8) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; может
Hosted by uCoz