осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально «критикой и сомнениями» консультанта;
9) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при
необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи.
Опыт показывает, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи,
продолжающейся 2-3 часа, или в курсе из 2-5 встреч по 1 часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель.
Может предлагаться семейное консультирование,
аналогичное семейной психотерапии.
В этом
случае вся семья рассматривается в качестве пациента, проблема как коллективная, а решения
принимаются с учетом мнений всех членов. Основное требование к консультанту соблюдение
нейтральности, независимость от различных семейных группировок.
П. к. может проводиться дистантно с помощью технических средств связи (телефонное
консультирование).
В большинстве случаев предъявляемая проблема маскирует индивидуальный или
семейный кризис пациента, который и становится объектом психологической коррекции, требует учета и
развития его мировоззрения (кризисная психотерапия).
ПСИХООРТОПЕДИЯ. Понятие П. в отечественной литературе впервые встречается у В. А.
Гиляровского (1926) в связи с созданием им в Донской невропсихиатрической лечебнице Москвы
психоортопедического отделения.
Психоортопедическое отделение объединяло несколько групп больных неврозами, причем для
каждой группы был разработан особый режим, при котором внимание пациентов весь день было занято
и который должен был способствовать выявлению их наиболее здоровых сторон и нейтрализации всего
болезненного. Тщательное формирование групп удовлетворяло и другому психотерапевтическому
требованию созданию среды, в которой находится больной. Сдвиг в установке на болезнь в
индивидуальной работе врача с пациентом мог быть преуменьшен неподходящими впечатлениями или
разговорами о болезни с другими больными. Поэтому в психоортопедическое отделение помещались
только предварительно клинически исследованные больные, у которых не было невротических
проявлений в виде выраженных припадков или значительной эмоциональной неустойчивости. Стиль
работы психоортопедического отделения должен был способствовать максимальной установке на
здоровье, с тем чтобы его режим как можно меньше напоминал о болезни. Пациентов предупреждали,
что хотя лечащий врач будет оказывать им все необходимое внимание, их, однако, будут считать как бы
здоровыми, т. е. обычные обходы с расспросами о болезни и выслушиванием жалоб исключались.
Врачи этого отделения действительно уделяли больным много внимания, находясь в стационаре
значительную часть дня. Но собственно для разговоров о болезни пациент пользовался теми часами,
которые назначались для индивидуальных психотерапевтических бесед. Остальное время было занято
ручным трудом, физкультурой, в том числе эвритмической гимнастикой, общими беседами с врачами на
различные темы, касающиеся нервно-психического здоровья, и др.
Таким образом, день больных был заполнен различными занятиями, что позволяло не только
отвлечь их от мыслей болезненного характера, но и создать бодрое настроение, выявить наиболее
здоровые стороны индивида и выработать навыки самодисциплины. Работа с пациентами, как отмечал
В. А. Гиляровский, требовала перевоспитания, своего рода П., поэтому считалось необходимым
изменить сознание больного, его психические установки по отношению к окружающим, подавить в нем
все болезненное и заменить его более здоровым мировосприятием. В связи с этим существенное
значение придавалось внедрению в сознание пациентов таких представлений, которые могли бы
укрепить их стремление к здоровой, деятельной жизни. Большое значение поэтому имело чтение
жизнеутверждающей литературы. В частности, больным рекомендовалось заучивать стихотворения,
«поскольку красивая поэтическая форма облегчает усвоение одетых в нее образов и проникающих все
произведение настроений и несомненно приносит пользу». Больные называли эти стихотворения
«бодрящими». Помимо содержания придавалось значение ритмической форме произведений.
Таким образом, все эти компоненты составляли режим, который не только исключал
возможность каких-либо вредных воздействий, но и являлся важнейшим фактором в общей работе по П.
Создание более или менее однородных коллективов больных неврозами при значительной
сознательности их в целом и при наличии в большинстве случаев вполне определенной установки
считать себя именно членом коллектива естественно привело к необходимости реализации, помимо
принципа «коллективной индивидуализации», еще и принципа активного вовлечения в работу по П.
|