всех больных уже в составе коллектива.
В эти же годы в психоортопедическом отделении Донской невропсихиатрической лечебницы
под руководством В. А. Гиляровского разрабатывалась методика коллективной психотерапии больных
неврозами (Озерецковский Д. С., 1927).
ПСИХОПАНТОМИМА. Метод, основанный на невербальной активности пациентов. П.
предполагает самовыражение пациентов и их взаимодействие без помощи слов через движения, жесты,
мимику, прикосновения. Сочетание движения, жеста, мимики и осязания предоставляет более широкие
возможности для выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Пантомимические
техники помогают пациенту в познании самого себя, мотивов и особенностей своего поведения,
содержания и интенсивности эмоциональных переживаний, способов реагирования в различных
ситуациях, а также способствуют обучению новым формам поведения, особенно в области выражения
своих эмоций в невербальной форме. Эти приемы также углубляют восприятие пациентами
невербального поведения других людей. Особенно эффективной оказывается П., если человек
испытывает трудности в вербализации и осознании собственных эмоций, а также при склонности к
чрезмерной интеллектуализации. Часто пантомимические техники используются в качестве
невербальной обратной связи,
предоставляющей пациенту непосредственную, не содержащую
интерпретации информацию о том, как воспринимают его другие (например, прием невербального
зеркала в психодраме)
и как реагируют на его поведение. П. как вид коллективного взаимодействия
может способствовать формированию групповой сплоченности, созданию в группе теплой,
раскрепощающей атмосферы взаимного принятия. В П. применяются различные технические приемы:
моделирование ролей и позиций в разных ситуациях (в группе, в ближайшем окружении, в семье, в
ситуациях конфликта, напряженности, неопределенности и пр.); пантомимические портреты других
людей, семейный портрет, автопортрет; зеркало; выражение различных эмоций, разрешение
конфликтов с помощью невербальных средств; невербальная ролевая игра и др. П. широко используется
в процессе групповой психотерапии и составляет содержательную часть психогимнастики.
При этом
пантомимические приемы носят различный характер (конкретные, абстрактные, фантастические) и
тематически охватывают следующие области: типичные бытовые ситуации, общечеловеческие
конфликты (внешние и внутренние), специфическую проблематику отдельных пациентов и
интерперсональные отношения в группе. Кроме групповой психотерапии П. применяется в качестве
вспомогательного приема также в других психотерапевтических направлениях и методах (психодрама,
гештальт-терапия, группы встреч, семейная психотерапия, психотерапия у детей и подростков и др.).
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА. Область психиатрии, по данным же некоторых авторов раздел
общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических
заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно
связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно
условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность
этих двух дисциплин: если «психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение
психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды,
соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических
расстройств». Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. в объекте их исследования и
практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П.
«охватывает область субклинических и клинических нарушений» (Мягер В. К., 1976).
Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало
систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно
связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о «социальной
этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в
большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны,
экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе,
злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею «государственной
психиатрической профилактики», которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее
программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и
беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное
|