возможности с первого ее обращения, с непременным усилением подготовки в последующие недели; 2)
специальные формы патронажа, направленные на создание благоприятных психологических условий в
ближайшей социальной среде (муж, мать и др.); 3) определенная психологическая тактика ведения
беременных в консультации и особенно рожениц в стационаре; 4) специальная тактика поведения
персонала при руководстве родоразрешением в стационаре, основанная на сочетании современных
методов акушерства с учетом психо- и нейродинамических закономерностей родового акта; 5)
воспитание персонала учреждений родовспоможения в духе «стерильности слова и поведения» и
построение режима этих учреждений, сочетающего принципы активирования и стимулирования
личности роженицы с принципом защиты от ятрогений; 6) осуществление целенаправленного
санитарного просвещения в обществе.
Таким образом, в системе психопрофилактики обезболивания родов тесно связаны и
переплетены акушерско-гинекологические и общемедицинские мероприятия с психопрофилактическими
и психогигиеническими, а также педагогическими и просветительскими. Наиболее специфичным
элементом системы являются занятия по психопрофилактической подготовке беременных,
направленные на то, чтобы предстоящие роды стали понятными для беременных. Приобретенные
знания позволят предупредить возникновение чрезмерных ориентировочных реакций во время родов и
связанных с ними тревоги, страха, паники. Во время занятий беременных готовят к поведению и
выполнению приемов, необходимых при родах (техника усиления родовых схваток, приемы
обезболивания и др.). Когда в системе психопрофилактики обезболивания родов речь идет об
управлении роженицей, то в первую очередь имеется в виду управление ее эмоциями и поведением.
Первостепенным является обучение роженицы способам стимулирования тонуса коры головного мозга
путем использования возбуждающих импульсов. Авторы предложили ряд двигательных приемов,
которые действуют в качестве сенсомоторных раздражителей и могут быть связаны в сознании
женщины с родовым актом и стимулированием динамических структур, относящихся к нему.
П. м. о. р. представляет собой настоящее обучение новым навыкам, осуществляемое в форме
занятий, лекций, бесед со всеми атрибутами школьно-лекционного педагогического процесса:
таблицами, рисунками, схемами, фотографиями и другими наглядными пособиями. Занятия должны
начинаться с первого посещения консультации, а затем, с 32-й недели беременности, проводятся 1 раз в
неделю. Заканчивается обучение за 7-14 дней до ожидаемого срока родов. Подготовка включает не
менее шести занятий. Учебное занятие не только по содержанию, но и по форме изложения должно
соответствовать уровню образования и общего развития беременной женщины.
Первое занятие проводится отдельно с каждой беременной. Индивидуальный характер его связан
с необходимостью сбора анамнестических данных. Остальные занятия проходят в группах по 5-6
человек с приблизительно одинаковым уровнем общих знаний по следующему плану: второе занятие
описание доношенной беременности, определение основных периодов родов; объяснение причин,
вызывающих боли при родах, и способов их устранения; третье подготовка к первому периоду родов
(разъяснение течения и сущности родов и поведения роженицы); четвертое подготовка ко второму и
третьему периодам родов (разъяснение течения и сущности родов, поведения роженицы); пятое
обобщение материала третьего и четвертого занятий и тренировка навыков правильного поведения во
время родов; шестое ознакомление с процедурами и порядками родильных домов, с правилами
отправлений ряда физиологических потребностей при родах. При повышенной тревожности у
беременной количество занятий увеличивается. Для беременных с функциональными нарушениями
нервной системы, с сопутствующими заболеваниями сердца, почек предлагается своя тактика и
специфика занятий при сохранении общей, изложенной выше стратегии.
В систему психопрофилактического обезболивания родов авторы включают и
психотерапевтические методы, но считают, что их необходимо применять только при наличии
патологических состояний, которые выявляются в процессе психопрофилактической подготовки
беременной к родам. Подчеркивается, что психотерапия включается в систему психопрофилактики не
для «лечения болей в родах», а, как «всякая другая терапия, применяется для лечения тех болезненных
состояний, которые, предшествуя или сопутствуя родам, создают патофизиологические предпосылки как
для отягощенного их течения, так и для возникновения в родах болевых ощущений». Другими словами,
психотерапия используется в системе не для лечения болей, а для их предупреждения.
|