и психиатрами. Только в области психотерапии следует выделить Жане (Janet P.), который говорил о
synthese mentale. Начав с рассмотрения явлений психологического автоматизма, он обнаружил, что
существует много видов психической деятельности, протекающей независимо от сознания пациента.
Другие исследователи, в том числе Фрейд (Freud S.), также отмечали синтезирующую функцию «Я». Но
они использовали этот термин только в плане лечения функциональной диссоциации, т. е.
восстановления состояния, существовавшего перед диссоциацией вследствие психологической травмы
или сильного конфликта. Юнг (Jung С. G.) упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией,
а Кречмер (Kretschmer W.) и др. использовали слова «синтез», «психосинтез», «синтез бытия»,
«синтетическая психотерапия» в более глубоком и широком смысле как развитие цельной и
гармоничной личности. Главной целью П. является гармонизация и объединение в единое целое всех
качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и
активизированных побуждений личности. В свою очередь, это рождает много проблем и
психосинтетических задач, связанных с межличностными отношениями и специальной интеграцией (П.
мужчины и женщины, П. человека с различными группами людей, П. между группами, П. между
нациями, П. всего человечества).
П. разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы
могут применяться и в других областях, в первую очередь в психологической или психической гигиене
для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования. Особенно
полезно применение П. при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные
функции пробудились или пробуждаются и их активность необходимо направлять и интегрировать с
действием других функций. Еще одна сфера применения П. межличностные и межгрупповые
отношения, требующие регулирования и гармонизации. Наконец, П. может использоваться человеком
для самовосприятия, ускорения внутреннего роста и самоактуализации,
что должно быть целью,
внутренней потребностью, жизненной экзистенциальной необходимостью каждого. Таким П. должен
заниматься или, по крайней мере, пытаться серьезно заниматься любой врач, общественный работник и
педагог (включая родителей).
В основе П. лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или
дисидентификации. Начинается оно с создания динамичного центра, на котором основан весь процесс
синтезирования психологического многообразия в органическое целое. Самоидентификация является
эффективным средством управления различными элементами личности и основана на
фундаментальном психологическом принципе: «Над нами доминирует все, с чем наше "Я"
идентифицировало себя. Мы управляем всем, от чего мы себя дисидентифицировали».
Интересно, что каждый человек имеет определенный тип самоидентификации, и тем не менее
очень немногие когда-либо спрашивали себя, что это на самом деле значит, как это наиболее
сознательно осуществить и какие последствия это влечет. «Самоидентификация», или
«аутоидентификация», достаточно неопределенный термин, и поэтому следует выделять три его
различных значения.
Первое значение: индивидуум идентифицирует себя с тем, что составляет для него высшую
ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоидентификации может быть, с одной
стороны, доминирующей функцией или фокусом сознания, а с другой главной функцией или ролью,
играемой в жизни. Например, девушка, которая участвует в конкурсе красоты, идентифицирует себя со
своим телом и его совершенством. В этом ее фокус и точка самоидентификации, она прилагает
всевозможные усилия для улучшения и сохранения своего тела. Спортсмен также идентифицирует себя
со своим телом, но с иных позиций с его мышечной силой и управляемостью. Группа
интеллектуалов идентифицирует себя с умом, с мощью своего мозга и рассматривает себя в основном
как мыслителей. У других более заметна самоидентификация с ролью. Например, многие женщины
идентифицируют себя с ролью матери, а потому действуют и живут только как матери. Этот тип
самоидентификации не дает переживания чистого «Я». Последнее, чувство собственной личности,
тесно связано и почти сливается с фокусом оценки или ролью. Это приводит к тяжелым последствиям:
1) индивидуум не знает и не реализует себя на самом деле;
2) идентификация с одной частью своей личности исключает или значительно уменьшает
способность к самоидентификации с другими частями и составляет камень преткновения в П.;
|