3) отношение как к ролевому, так и к доминантному типу самоидентификации; сам жизненный
процесс делает их поддержание невозможным, например, старение прекрасной женщины, потеря силы
атлетом, разрушение роли матери, взросление или смерть детей.
Все это может привести к серьезному кризису: индивидуум чувствует себя потерянным, и это
трагедия многих людей, которая зачастую приводит к крайнему самоотрицанию самоубийству.
Второе значение, которое дают термину «самоидентификация», это внутреннее ощущение
чистого самосознания независимо от любого содержания или функции его в смысле личности.
Переживание чистого «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего, не возникает
спонтанно, а является результатом определенного внутреннего экспериментирования.
Третье значение «самоидентификации» осуществление высшего, или духовного, «Я». Оно
отличается от переживания чистого «Я», но неотделимо от него полностью, так как существует одно
«Я». Выделяют лишь различные уровни самоосуществления. Между самосознанием нормального уровня
и полным духовным самоосуществлением имеются промежуточные стадии, или уровни.
Процесс достижения чистого самосознания на уровне личности не прямой. Здесь все время
присутствует «Я», но прямого осознания его присутствия нет. Поэтому необходимо устранение всех
частичных идентификаций. Эту процедуру можно выразить одним словом интроспекция, что
означает направление умственного взора или наблюдательной функции ума на мир психологических
фактов, психологических событий, которые мы можем осознавать.
С помощью интроспекции мы приобретаем более сфокусированное, ясное осознание того, что
Джеймс (James W.) назвал потоком разума, непрестанно текущим в нас. Это именуют также и позицией
внутреннего наблюдателя.
Первая область внутреннего наблюдения, или интроспекции, это ощущения, возникающие в
теле; вторая калейдоскоп эмоций и чувств; третья сфера умственной деятельности, ментального
содержания.
На практике существует постоянное взаимодействие между ощущениями, эмоциями и
умственной деятельностью. Различие обусловлено лишь фокусированием внимания наблюдателя.
Имеется отличие между этими тремя взаимосвязанными областями психологической деятельности и
наблюдателем как таковым. Объективное наблюдение спонтанно и неизбежно вызывает чувство
дисидентификации от любого содержания этих областей. Напротив, осознается стабильность и
неизменность наблюдателя, который начинает понимать, что он может не только пассивно следить, но
и в разной степени влиять на спонтанный поток, последовательность различных психологических
состояний. Таким образом, он осознает себя отличным, дисидентифицированным от психологического
содержания. Иными словами, человек должен активно различать содержание поля сознания и его
центр, то, что его творит, «Я». Здесь необходимо использовать метод последовательных
дисидентификации от различных групп или слоев этого содержания физических, эмоциональных и
ментальных с учетом адаптации метода в терминологии и языке к культурному уровню пациента.
При лечении самоидентификация должна быть использована как можно раньше, так как это
облегчает применение и усиливает действие всех остальных приемов. Методы самоидентификации
являются основными не только в лечении П.; в образовании и интеграции личности они могут играть
роль защитного механизма против постоянного избыточного потока влияний, внутренних и внешних,
которые пытаются захватить «Я» и требуют идентификации. Эти приемы рассматривают также как
часть повседневной духовной гигиены, поэтому самоидентификацию рекомендуют использовать в
психотерапии как можно чаще, минимум 1 раз в день.
П. может стать: 1) методом психологического развития и осуществления истинного «Я»
(самоактуализации) для тех, кто отказывается быть рабом своих внутренних иллюзий или внешних
влияний, кто не хочет пассивно подчиняться игре психологических сил и решил стать хозяином своей
собственной жизни; 2) методом лечения психологических и психосоматических нарушений, когда
причина беспокойства бурный и осложненный конфликт между сознательными и бессознательными
силами или когда нарушения обусловлены глубинными и мучительными кризисами (не вполне
понимаемыми самим пациентом), часто предшествующими фазе самоактуализации; 3) методом
интегрального обучения, который не только благоприятствует развитию способностей ребенка или
подростка, но и помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и создать на ее
|