Основное терапевтическое воздействие П. э. сводится к катарсису,
содержащемуся в самом
факте откровенного рассказа, и объективизации, сопутствующей упорядочиванию (структурированию)
излагаемого материала, составляющего основу сообщения о себе. Кроме того, достоинство П. э. как
процесса заключается в том, что она ведет к развитию личности в направлении аутентичности,
повышает порог ранимости. Человек, научившийся понимать себя, получает в свое распоряжение
энергию, раньше тратившуюся на создание того представления о себе, которое должны были иметь о
нем другие, а также поглощавшуюся самоконтролем.
П. э. в группе приносит всем ее членам
облегчающее переживание универсальности
осознания того, что те же тайны и проблемы, которые
беспокоят меня, присущи и остальным. Самораскрытие является обязательным предварительным
условием для проведения любой динамически-ориентированной психотерапии.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛИТВЫ. Молитва обращение верующего к
Богу. Слово «обращение», греческое «койнониа», подразумевает определенные отношения между двумя
или несколькими лицами. Молитва выражает межличностные отношения человека с Богом и
диалогична по своей сути и форме, в этом ее коренное отличие от медитации,
с которой она имеет
сходство в организации внимания, его концентрации. Структурно молитва включает в себя
предписанные религиозными учениями вербальное и невербальное действия, а также необходимые для
них соответствующие настрой и установку, т. е. это многогранный процесс, в котором соучаствуют дух,
душа и тело. К действию молитвы необходимо отнести желаемые и возможные изменения состояния
молящегося, его субъективного соматического и психического самочувствия в контексте достигаемой
трансформации личностного мироощущения и миропонимания. С этой стороны молитва, по суждению
авторитетного исследователя «умного делания», центром которого она является, архимандрита
Киприана (Керн), оценивается как «терапевтика и гигиена души» (1996).
Само понятие «молитва», содержащее емкую и многостороннюю характеристику одного из самых
значимых актов религиозной жизни, актуализировано в научно-практической психотерапии
необходимостью учитывать и целесообразно использовать максимально полнее все факторы, влияющие
на психические и психосоматические процессы. Методологически молитва главное связующее звено
между психотерапией и богословием; практически между психотерапевтическими и
сотериологическими задачами, решаемыми в условиях, когда хотя бы один из участников
психотерапевтического процесса является адептом монотеистической религии и вследствие чего
обычная коммуникативная диада «врач-психотерапевт пациент» преобразуется в триаду «врач-
психотерапевт Бог пациент». Измененная таким образом структура взаимодействия при
проведении психотерапии требует внимания к направленности и характеру явных или сокрытых
дополнительных коммуникаций, имеющих прежде всего молитвенное содержание.
Наиболее полно учение о молитве и сведения о ней рассмотрены в творениях и трудах по
аскетике, согласующихся с фундаментальными положениями церковной антропологии и мистического
богословия. По христианской молитве самый полный свод содержится в Добротолюбии (т. 1-5, 1992) и
Сборнике о молитве Иисусовой (1994), в которых компилятивно и со строгой методологической
практичностью использованы творения Иоанна Кассиана Римлянина и Ефрема Сирина (IV в.), Марка
Подвижника и Иоанна Лествичника (V в.), Максима Исповедника и Исаака Сирина (VII в.), Симеона
Нового Богослова и Григория Паламы (XII в.), Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова (XIX в.),
многих других великих подвижников, испытавших и истолковавших целительную силу деятельной и
созерцательной молитвы. Основанием всего аскетического опыта, вершиной которого признан
духовный опыт, связанный с молитвой, являются священные тексты с заповедями и иными
установлениями, касающиеся наравне со сферой сакрального (богослужения с акцентом на
Богоустремленность) и области поведенческой, когнитивной и эмоциональной. Реализм религиозной
ортодоксии отражен в подвижнической жизни в ее движении и действии. В монотеистических
религиях (иудаизме, христианстве и исламе) внутренний смысл духовного подвижничества «берет свое
начало в молитве важнейшем движителе творческого преображения человека» (Шукуров Ш., 1997).
Самыми адаптированными к психотерапевтическому лексикону являются такие определения
молитвы, как «обращение», «беседа», «общение», «диалог». Все они подчеркивают характеристику
молитвы как личного и межличностного общения, а направленность молитвы к Богу как к Личности
выражает уникальность этого общения. Словарь исихастской антропологии (1995), строящийся на
|