нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слов молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это
и есть предел молитвенного воспитания став на молитву, переходить от чувства к чувству. При сем
читание может прекращаться, равно как и мышление, а пусть будет только пребывание в чувстве с
известными молитвенными знаками». Последняя степень постигаемой молитвы молитва духовная,
когда молитвенное чувство дойдет до беспрерывности, эта молитва есть дар Духа Божия, молящегося
за нас.
По своему действию подвижническая молитва может рассматриваться с трех сторон,
классифицированных архимандритом Киприаном (Керн, 1996) «прежде всего как способ освободиться
от страстей, так сказать, замолить грех, умолить освободиться от страстей; затем молитва является
средством успокоения души, стяжания внутреннего мира, средством, приводящим к совершенному
покою, или исихии; и, наконец, молитва есть и некий метод богопознания, приближения к Источнику
Света, к самому Богу», Можно отметить, таким образом, что подвижничество вообще и молитва в
частности являются комплексом исправительного, предупредительного, воспитательного и
целительного средств. Это сближает молитву с психотерапевтическими задачами.
В образной форме отражены в подвижнических словах и аскетических опытах результаты и
возможности молитвы: «обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия,
исправление нечестия; крепость телу, благоденствие дому; оружие путников; благонадежность
бодрствующих; утешение скорбящим, ободрение плачущим» (Ефрем Сирин, 1994), «утверждение мира,
примирение с Богом, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая
от скорбей; источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души,
просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали» (Иоанн Лествичник,
1994).
Для того чтобы молитва приводила к результатам, необходимо следовать учению и
наставлениям. Современный подвижник архимандрит Софроний (Сахаров) вслед за своими
предшественниками выделил в раскрытой форме два условия: «Первое условие вера во Христа как
Бога-Спасителя; второе сознание себя погибающим грешником. Это сознание может достигать такой
глубины, что человек ощущает себя худшим всех других; и это ему предстает как очевидность не в силу
внешне соделанных актов, но как увидение своей отдаленности от Бога и себя как потенциального
носителя всякого зла. Чем больше смиряемся мы в болезненном покаянии, тем быстрее молитва наша
достигает Бога. Когда же мы теряем смирение, тогда никакие подвиги не помогают нам. Действие в нас
гордости, осуждения братьев, превозношение и неприязнь к ближним далеко отбрасывает нас от
Господа» (Софроний (Сахаров), 1994).
В молитве реализуется сплав всего существа: ума, сердца и тела; достигается целостность как
противоположность разладу духовности, душевности и телесности. Виды молитв объять невозможно,
они многочисленны, как и состояния человека, и подвержены качественной изменчивости, «всякий
иначе молится в веселии, нежели когда отягчен бывает бременем печали и отчаяния; иначе, когда
укрепляется в духовном преуспеянии, нежели когда утесняется нападениями врага; иначе, когда
испрашивает отпущения грехов, нежели когда просит приобретения благодати или какой-нибудь
добродетели или уничтожения какого-нибудь порока» (Иоанн Кассиан Римлянин, 1993).
В изложении апостола Павла приведена такая типология: молитвы, прошения, моления,
благодарения. При таком делении важно определить, что есть молитва и моление, ибо прошение и
благодарение имеют буквальное значение. Так, молитва есть умилостивление за грехи, посредством
коего человек кающийся испрашивает прощение или в настоящих, или в прежних своих беззакониях.
Моление же соответствует обещанию, обету, зароку.
Известно также деление молитвенного делания на внешнее и внутреннее, первое из которых
деятельное, знаковое, упражненческое или выражение ритуальной обязанности, т. е. умственно-
телесное, а второе сердечное, сокрушенное, покаянное, связанное с умосердцем (по современной
терминологии), с внутрь-пребыванием. Важно отметить, что умосердце такая структура, на базе
которой становится возможно образование других, возводящих человека далее, энергийных структур.
Так свидетельствует об этом святой Феофан Затворник (1994): «Надобно ум соединить с сердцем, и ты
получишь руль для управления кораблем души рычаг, которым начнешь приводить в движение весь
твой внутренний мир». Сведение ума в сердце не является психотехникой, оно не достигается обычным
|