возрастные болезни, например климакс, болезни по старости (Дильман В. М., 1987). Медицина
опирается на тактические задачи это ретроспективная наука, которая ищет причины уже
существующей болезни. Валеология, наоборот, проспективная наука, опирающаяся на стратегические
задачи: сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не
«больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как
делать не больных людей здоровыми. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд (Freud S.)
представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью»,
призывал Маслоу (Maslow A. H.).
Цель психологии здоровья не может быть окончательно определена (в силу того, что определить
значит установить границы, предел, вместить в какие-то рамки), ибо процесс совершенствования
можно, видимо, только направлять, устанавливая границы самого «русла» течения бесконечного
обновления человека, познающего и сотворяющего себя. В задачи психологии здоровья входят
сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической
составляющих здоровья. Цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоровья, т. е.
представляет собой некую «запредельность». В таком случае само здоровье рассматривается
психологией здоровья в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком
намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, в конечном счете, его самоосуществления
на Земле. Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том,
чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию. Таким образом, в понятие «здоровье»
сегодня включаются и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество нашей
жизни, делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени самореализации.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подход в науке о человеке, чем
подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного
благополучия. Реализация такого подхода связывается с раскрытием потенциала человека.
Комплексная валеологическая программа развития человека «цветок потенциалов»
включает в себя основные задачи и методы психологии здоровья. Программа «цветок потенциалов»
есть органично-целостная система теоретико-практических представлений, связанных между собой
общим смыслом, идейными целями и технологиями. Программа символически представлена в виде
цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отражающих
различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Каждый потенциал важен
сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к
здоровью и благополучию. Цель практической работы в психологии здоровья максимальное
раскрытие каждого из этих потенциалов, а также обучение человека самостоятельно пользоваться
отдельными методами саморазвития, самосовершенствования.
1) Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) способность человека развивать
интеллект и уметь им пользоваться. Методы: развивающие стратегии обучения, концентрацию
внимания, нейролингвистического программирования, методы, направленные на остановку внутреннего
диалога (медитация), и др. 2) Потенциал воли (личностный аспект здоровья) способность человека к
самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. Методы:
гуманистически-ориентированной психотерапии, группы личностного роста, модели построения,
реализации целей и перенацеливания. 3) Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья)
способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства
других. Методы: сенситивный тренинг, гештальт-терапия,
группы личностного роста. 4) Потенциал
тела (физический аспект здоровья) способность развивать физическую составляющую здоровья,
«осознавать» и совершенствовать собственную «телесность» как свойство своей личности. Методы:
телесно-ориентированная психотерапия,
биосинтез, «дыхательные» практики, методы саморегуляции:
аутогенная тренировка,
саморегуляция по X. М. Алиеву и др. 5) Общественный потенциал
(социальный аспект здоровья) способность человека оптимально адаптироваться к социальным
условиям; стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности. Методы:
социально-психологический тренинг, тренинги профессионального общения, супружеская, семейная
психотерапии,
сказкотерапия для детей и другие групповые формы психотерапевтической работы. 6)
|