Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) способность человека к созидающей
активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих
знаний. Методы: арттерапия,
изо-, музыко-, танцтерапия, перформенс, тренинги креативности. 7)
Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) способность развивать духовную природу
человека, выражать высшие ценности. Методы: трансперсональная психотерапия, потрясающая
психотерапия Ананьева, медитация.
К задачам психологии здоровья относят следующие: повышение уровня психологической
культуры, под которой понимается степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью
психологических знаний и психической деятельностью; повышение уровня культуры общения, степени
совершенства в области внутренней и внешней коммуникации; определение путей и условий для
самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала. Все эти
три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех
аспектов работы: самопознания, самовоспитания, самоосуществления.
Наличие психической составляющей во всех областях профилактической медицины определяет
масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные
области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее
важные из них:
1) охрана психического здоровья;
2) физическое здоровье;
3) профилактическая наркология;
4) психосоматическая медицина;
5) питание;
6) семейное здоровье;
7) сексуальное здоровье;
8) перинатальное и половое воспитание;
9) образование и просвещение;
10) труд и отдых;
11) национальное здоровье.
Выделяют следующие направления исследований в области психологии здоровья:
1) роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья;
2) внутренняя картина здоровья;
3) методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности;
4) обучение здоровью.
Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до
смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также
реабилитации. Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической
психологией принципиально иной путь развития психологической науки путь, ведущий к познанию
не абстрактного и искусственно сконструированного человека, а реального, подлинного, и,
следовательно, к созданию новой науки «психологии с человеческим и человечным лицом». Таким
образом, жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин
человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь
(Маслоу).
Классификация методов развития личности. Методы психологического воздействия в области
развития, совершенствования человека условно дифференцируются в психологии здоровья в
зависимости от уровня сознания, на котором производятся позитивные изменения. Наиболее
приемлемой для психологии здоровья является классификация, основанная на модели «Спектра
сознания» Уилбера (Wilber K., 1980). «Спектр сознания» это многомерный подход к человеческой
личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим
Сознанием, до резко суженной идентификации, ассоциируемой с Эго-уровнем.
Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на этом уровне возникают тогда, когда образ
самого себя подвергается искажению и изображается (истолковывается) неточно. Это может быть
результатом разрушения связей между сознанием и бессознательным, и тогда совершенствование будет
|