заключаться в восстановлении точного и, следовательно реального, приемлемого образа себя. Если
человек отчуждает какие-то грани своей личности, он обманывает себя, искажает свой образ.
Отвергнутые, вытесненные аспекты (т. е. пока «неосознаваемая тень персоны») тем не менее
принадлежат ему и, например, с помощью механизмов психологической защиты выходят наружу в виде
проекции этих теневых сторон на других людей. Резерв роста личности включает контактирование с
«тенью», осознание этих аспектов и принятие их, что расширяет чувство идентификации. Таким
образом, человек обретает уточненный и приемлемый образ себя, устраняется разрыв между «персоной»
и «тенью». Личность выходит на уровень: «понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами
и недостатками».
Совершенствование на экзистенциональном уровне. Цель этих методов состоит не в том, чтобы
воссоздать уточненный образ целостного организма, а в том, чтобы быть целостным организмом.
Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не
разорванного на части. На данном уровне основная забота совершенствования состоит в преодолении
глубинной двойственности, как-то: субъектобъект, жизньсмерть. Большинство методов
экзистенционального уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам,
которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те, в основе которых
лежит ноэтический подход, например экзистенциональная психология, гештальт-терапия, логотерапия,
гуманистическая психология и др.
Совершенствование биосоциального слоя. Этот слой относится к верхним пределам
экзистенционального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из
культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают
всепроникающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее
поведение человека. При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью
которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими,
социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не
пропущен фильтрами, остается за пределами сознания. Отсюда мир воспринимается и репрезентируется
по-своему и является в истинном смысле уникальным для каждого индивидуума. Чтобы осознать
реальность, необходимо ее описать с помощью языка, но каждый видит мир по-своему, следовательно,
и репрезентирует, описывает его по-своему, на своем языке (будь то язык слов, язык образов или
символов). Так язык и логика человека могут изменять и искажать процесс осознания. Поэтому методы
развития личности, естественно, адресуются более «глубокому» уровню, чем просто индивидуальные
отклонения, вытеснения и т. п. Методы этого уровня более других касаются социального контекста
отклонений. К ним относятся все межличностные методы, которые, по выражению Уилбера, «заняты
играми, в которые играет Эго». Однако основные методы семейной терапии, нейролингвистического
программирования и некоторые другие относятся к этой наиболее важной части.
Совершенствование трансперсонального слоя. Этот слой представляет собой те уровни
сознания, которые по природе сверхиндивидуальны. На этом уровне человек не ограничен условными
пределами своего организма. Особую роль играют «первообразы», «коллективное бессознательное
архетипы». Здесь происходит примирение двойственности, «перемирие» «персоны» и «тени», Эго и
тела. Выход человека в надличностный слой, за пределы своего индивидуального бытия, в
метапозицию наблюдателя, способствует решению многих дезадаптаций: страхов и тревог,
навязчивостей и депрессий, ибо «Я» становится «свидетелем» этих состояний, а не их участником. Этот
сверхиндивидуальный свидетель способен наблюдать поток происходящего, течение событий,
происходящих во внутреннем и внешнем пространствах психосоматического организма, оставаясь
созерцательно беспричастным, не вмешиваясь и не отождествляясь с этим потоком. Эта позиция есть
основание начальной буддийской практики. К этому слою могут относиться методы, направленные на
расширение сознания: голотропное дыхание, психосинтез,
медитация самонаблюдения, потрясающая
психотерапия Ананьева, арттерапия и др. Именно благодаря таким переживаниям человек может
коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей другими словами, вступить в духовные
области трансперсонального слоя.
Совершенствование уровня существования (MIND). Если на уровне трансперсонального слоя еще
есть тонкая грань различия свидетеля и свидетельствуемого, то на уровне MIND эта тонкая грань
|