терапия и реабилитация), считают, что клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях
терапии и реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину
«психотерапия». Сходной точки зрения придерживаются Перре и Бауманн (Perrez M., Baumann U.), они
также выделяют основные характеристики клинико-психологических интервенций: 1) функции
развитие, профилактика, лечение, реабилитация; клинико-психологические интервенции,
выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации, являются по своей сути
психотерапевтическими интервенциями, 2) методы психологические средства, которые выбирает
психотерапевт; они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей
степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются
в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто
нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает); типичными
психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные
взаимоотношения как фактор влияния и воздействия; 3) цели целевая ориентация на достижение
определенных изменений; клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более
общие, отдаленные цели (макрорезультат), так и на конкретные, более близкие цели (микрорезультат),
однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия;
4) теоретическая обоснованность обоснованность клинико-психологических интервенций с точки
зрения определенных психологических теорий, научной психологии; 5) эмпирическая проверка, в
особенности изучение эффективности; 6) профессиональные действия клинико-психологические
интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках, т. е. профессионалами. Авторы
подчеркивают, что три последние характеристики являются существенными для разграничения
клинико-психологических интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые
либо базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никакой теории, а также не
подвергаются эмпирической проверке.
Исходя из понимания П. в. как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно
связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных его типа, соответствующих
основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный
(гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,
терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами
вмешательства.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ И ПОТЕНЦИРОВАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ. В широком понимании усиление эффективности биологической
терапии, к которой в первую очередь относятся фармакологические средства, физиотерапия, другие
физико-химические факторы, имеющие целью непосредственное воздействие на мозговую ткань
(электросудорожная терапия и др.).
Сложность вопросов П. о. и п. б. т. определяется степенью разрешения одной из труднейших
проблем современной психотерапии и психологии в целом соотношения психологического и
биологического в человеке. Как известно, современное состояние психологических, философских и
медицинских наук однозначного ответа на этот вопрос не дает.
В механизмах П. о. и п. б. т. представлены психологические явления различного уровня. К ним в
первую очередь относятся макропсихологические процессы и процессы массовых коммуникаций. Это
тенденции общественного сознания, культурные особенности, коллективные и групповые верования, а
также такие явления, как мода и психологические аспекты действия средств массовой информации. В
последнее время все активнее в процессы лечения вмешивается реклама, и ее воздействия нельзя не
учитывать.
Помимо макропсихологических, на П. о. и п. б. т. влияют также микросоциальные процессы,
относящиеся к малым группам, в первую очередь реальным, в которые включен пациент. На этом
уровне особое значение приобретает характер взаимодействия в терапевтической диаде «врач
больной». Сложность и многоплановость процесса терапевтической коммуникации известна. Так,
например, обсуждение с пациентом планируемого лечения в значительной мере повышает его
эффективность и снижает частоту и выраженность негативных эффектов биологической терапии.
Индивидуально-психологические эффекты П. о. и п. б. т. в современной психотерапии изучены в
|