нормального и аномального поведения». В англоязычной литературе термин П. также имеет
медицинское, но еще более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов
лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов
терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для П. с применением
техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин «психоанализ».
Однако термин П. не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся
врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную философскую и психологическую
модель П., которая основана на первичном значении этого слова «исцеление душой». Основная
цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления
сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и
наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не
столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный
диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и
принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность
поведения. Следствием такого понимания П. является распространение ее методов в различных
областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.
Об этом свидетельствует содержание Декларации по П., принятой Европейской ассоциацией
психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. Согласно этой декларации:
1) П. является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет
собой свободную и независимую профессию;
2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической
подготовленности;
3) гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;
4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться
интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством
супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в
частности в области гуманитарных и общественных наук.
Трудности с определением предмета П. требуют от авторов описания границ этого понятия через
внешние признаки психотерапевтического процесса. Под последним понимается, например, заведомо
планируемое и отличающееся заранее заданной структурой действие, при котором благодаря
целенаправленным усилиям психотерапевта и пациента должны наступать конструктивные изменения
в процессах переживания событий, в поведении и социальных контактах пациента. При таком
рассмотрении П. отличается от других методов лечения по крайней мере тремя особенностями: 1) при ее
проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием
основ психологии (в отличие от используемых в медицине, фармакологии, педагогике, социологии и
юриспруденции); 2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными
специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно
обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе П. с различными пациентами и оценивать их; 3)
с помощью П. лечат лиц, страдающих расстройствами психики (Bastine R., 1978; Linsenhoff A., Bastine R.,
Kommer D., 1980).
В русскоязычной литературе более принятым является определение П. как системы лечебного
воздействия на психику и через психику на организм больного. И следовательно, будучи методом
лечения, П. традиционно входит в компетенцию медицины (Карвасарский Б. Д., 1985). Разрабатывая
содержание и границы П., разные авторы подчеркивают интегративный ее характер, включение в ее
научный и практический аппарат и в методологию современных достижений в первую очередь
психологии и медицины, а также философии, социологии. Психотерапевтическое лечение специфично,
основано на психических (психологических) методах воздействия на клинические феномены и отчасти
на страдание и поэтому становится точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии,
социологии, педагогики и др. Происходит экспансия П. во внеклиническую среду (реадаптация и
реабилитация после пребывания в лечебном учреждении, кабинеты социально-психологической
помощи и семейных отношений и др.). П. находит возрастающее признание в общей медицине. В то же
|