время (фактически в условиях превращения ее в самостоятельную дисциплину) в ней, как это нередко
наблюдалось в истории науки, практика опережает теоретическое знание.
Психологические методы воздействия в П. включают в первую очередь языковое общение,
которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с
пациентом или группой пациентов. В последнее время большое значение уделяется и средствам
невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий П. входят такие
средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента, на
его эмоциональное состояние и поведение.
Учитывая все многообразие концепций, подходов, методов, организационных моделей,
социокультурных феноменов, можно говорить о существовании П. в трех основных сферах
общественного сознания: 1) академической, которая предполагает разработку научно обоснованных
подходов на базе научного мировоззрения; 2) альтернативной, которая основывается на различных
исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах; 3) интуитивной, которая
является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества и выражается
в явлениях психологической культуры, в отношении к существующей практике оказания
психотерапевтической помощи, в общественном мнении, а также в практике бытовой П. и помощи в
решениях психологических (психических) затруднений. Существование П. в трех указанных сферах
определяет процессы ее научного и практического развития, причем если П. в академической и
альтернативной сферах является поставщиком моделей, концепций, практических подходов, то П. в
интуитивной сфере общественного сознания определяет признание той или иной концепции в
обществе, формулирует общественный заказ, стимулирует развитие одних и тормозит развитие других
(см. Понятие прогресса в психотерапии).
Так, сочетание ряда социокультурных факторов
способствовало активному распространению психоанализа в Европе в конце XIX начале XX в., а
также всплеску интереса к П. в альтернативной сфере. Альтернативная психотерапия также способна к
формированию течений и методов (например, активно развивающегося в последнее время направления
христианской П., П., основанной на практике дзэн, и др.), а также приемов практической работы.
Существование различных моделей П. определяется воздействием разнообразных
социокультурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие П. в
современном мире, и заостряет вопрос о социальной релевантности целевых установок в П., о ее
нормативном аспекте. Развиваясь, основные модели П. влияют на создание новых и совершенствование
существующих психотерапевтических методов, методических приемов и форм организации П. Проблема
профессиональной ответственности психотерапевта, осуществляющего комплекс диагностических,
психотерапевтических, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, становится
особенно актуальной в связи с расширением сети психотерапевтических кабинетов,
привлечением к
этой работе все большего числа специалистов. Однако, несмотря на очевидный интердисциплинарный
характер П. (Карвасарский Б. Д., 1982; Hidas G., 1976; Kratochvil S., 1976; Katzenstein A., 1980, и др.), она,
конечно, является лечебной медицинской дисциплиной, а учет и разработка ее клинических основ
приобретают сегодня по-прежнему первостепенное значение. Это не исключает использования
психотерапевтических методов (соответствующим образом модифицированных) также для решения
психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных и иных задач.
Одной из косвенных причин существования различных моделей и методов П. является
отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с
другими. Диапазон их очень широк: разговорная П.
и другие психотерапевтические подходы
гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама,
разные школы
психоанализа и т. п.
Всего в настоящее время насчитывается более 500 самостоятельных методов П. Если бы они
претендовали только на лечение определенных патологических состояний, с этим можно было бы
согласиться: они дополняли бы друг друга. Но, к сожалению, это не так. Каждый психотерапевтический
подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии, хотя в
большинстве случаев их теоретические основы и методы несовместимы. Уникальная для системы
практического здравоохранения ситуация относительно П. состоит в том, что больной обращается к
врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик
|