состояния пациента, а от того, к какой школе П. причисляет себя врач, и даже когда терапия оказывается
неэффективной, пациент не переводится к психотерапевту другой ориентации. В связи с этим большое
значение на современном этапе развития П. имеет поиск, исследование общих факторов
психотерапевтического воздействия, что позволит существенным образом приблизиться к определению
эффективности психотерапевтических методов, которая применительно к большинству из них до
настоящего времени либо не исследовалась вовсе, либо не доказана. В этом смысле представляют
интерес попытки выделения общих факторов П. К основным из них Мармор (Marmor J., 1978) относит:
1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом исходная
предпосылка, на которой строится П.;
2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать
свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;
3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;
4) оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны
психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;
5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;
6) убеждение и внушение, явное или скрытое;
7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной
поддержки со стороны психотерапевта.
При современном уровне развития медицины, широком использовании П. в соматических
клиниках определяющим становится принцип интеграции собственно психотерапевтических,
психологических, социотерапевтических и биологических воздействий в системе лечения больного.
Только учет этой тенденции обеспечит дальнейшее адекватное развитие теории и практики П. как
общемедицинской специальности.
Ведущие тенденции развития П. в полной мере отражают общенаучное содержание понятия
интеграции. С одной стороны, это тенденция к выделению П. в самостоятельную область медицины,
прежде всего из психиатрии, с другой интегративные тенденции, активное использование в своем
становлении не только медицинских, но и психологических, педагогических и других наук, а также
интеграция в лечебной практике различных психотерапевтических направлений, подходов, методов и
технических приемов.
Основная трудность интегративного движения в П. заключается в особенностях ее развития на
современном этапе. В то время как в клинике внутренних болезней, хирургии и других областях
медицины дифференциация происходила на базе уже сложившихся в теоретическом и практическом
отношениях медицинских дисциплин, в П. она осуществляется в условиях, по сути, лишь начинающейся
разработки ее научных основ (методов, механизмов лечебного действия, эффективности и др.).
Не успев оформиться в самостоятельную область медицины, П. практически уже распалась на
множество субспециальностей.
С учетом основных факторов П. вне конкретных ее направлений и форм можно выделить
формирующиеся модели интегративной П.: гуманистическую, инструментально-интеракционную и
инструментально-техническую (Ташлыков В. А., 1992). В гуманистической модели интегративной П.
решающим фактором ее действенности может быть признана эмпатическая коммуникация
«психотерапевт пациент». В инструментально-интеракционной модели предпочтение также отдается
не техническим приемам, а использованию взаимоотношений «психотерапевт пациент» как
лечебного инструмента, однако психотерапевт занимает более активную позицию и берет на себя
определенную долю ответственности и инициативы. Инструментально-техническая модель П.
интегративного типа, по сравнению с предыдущей, характеризуется дальнейшим возрастанием
активности психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом, более структурированным процессом
П.; в ней существенное значение придается использованию разнообразных технических приемов и
методов П. В этом случае с пациентом обсуждаются альтернативные формы лечения, согласовываются
цели П. и ее методы, лечебный план, длительность и предполагаемые результаты терапии (см.
Интегративная психотерапия).
Выбор конкретного метода П., постановка и реализация психотерапевтических целей и задач в
случае медицинской ее модели определяются взаимовлиянием конкретных клинических показателей
|