разные цели и применимы не ко всем больным, а к определенным группам пациентов. Их выбор
зависит от психотерапевта от его личности, уровня подготовки и теоретической ориентации.
В отечественной литературе использование понятий метода, методики, формы, приема, техники
П. носит преимущественно субъективный характер, что не могло не отразиться на их систематике.
Положение ухудшалось слабой информированностью и идеологической ориентацией отечественной П.,
и поэтому в классификационные схемы не включались многие методы, широко применяемые во всем
мире. В. Е. Рожнов (1983) разделял П. на общую и частную, или специальную. Общая П. включает
комплекс психических воздействий на больного, направленный на повышение его сил в борьбе с
болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую
травматизацию и ятрогению. При этом П. является вспомогательным средством, создающим общий фон,
на котором применяются другие виды лечения (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.). В 1985г.
Б. Д. Карвасарский уже подразделял П. на:
1) методы личностно-ориентированной П.;
2) методы суггестивной П.;
3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) П.
Несмотря на различные классификационные деления, принято рассматривать П. как симптомо- и
личностно-ориентированную. К первой традиционно относят гипнотерапию, аутогенную тренировку,
различные виды внушения и самовнушения и др. П., ориентированная на значительные личностные
изменения, базируется на основных течениях современной психологии, и соответственно этому
выделяются динамическое, поведенческое и гуманистическое направления. (См. Гуманистическое
(экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии, Динамическое направление
в психотерапии, Поведенческая психотерапия).
В последнее время в России отмечается все большая интеграция П. в здравоохранение,
складываются основные системы оказания психотерапевтической помощи, предусматривающей
развитие трех основных форм организации психотерапевтического обслуживания:
1) психотерапевтический кабинет,
2) психотерапевтическое отделение;
3) психотерапевтический центр.
Совершенствование оказания психотерапевтической помощи предполагается на основе
разработки специальных медицинских технологий, позволяющих с привлечением гибкой
управленческой структуры и координации значительно повысить качество психотерапевтического
обслуживания, преодолеть свойственную организации П. раздробленность и дезинтегрированность
учреждений и врачей, оказывающих психотерапевтическую помощь (Назыров Р. К., 1995; Ересько Д. Б.,
Кондинский А. Г., 1995). Однако системы последней нуждаются в хорошо подготовленных
специалистах. Для этого в 1995 г. (впервые в России) Федеральным центром по П. Министерства
здравоохранения были разработаны требования к образовательному стандарту, определяющему
минимальные сроки установленных видов подготовки и супервизии, с переходом в системе образования
психотерапевтов от преимущественно информационного обучения к более совершенным формам:
навыковое обучение; обучение на уровне клинического применения П.; обучение, учитывающее
индивидуальные особенности личности психотерапевта.
Достижения психотерапевтической науки очевидны. В качестве наиболее важных событий для
России в области П. последних двух десятилетий можно отметить преодоление собственной
ограниченности и начало активного сотрудничества с психотерапевтическими центрами многих стран.
В деятельность российских психотерапевтов практически в полном объеме вошли все известные в
мировой П. методы и подходы; активно совершенствуется психотерапевтическая наука, намечаются
первые и вполне отчетливые шаги в развитии других (кроме Санкт-Петербургской) школ П., с
собственной методологией и практикой. Несомненным успехом в области П. явилось введение в конце
90-х гг. преподавания П. и медицинской психологии в медицинских вузах, движение к
совершенствованию П. за счет использования при оказании психотерапевтической помощи бригадных
форм работы с участием врача-психиатра, врача-психотерапевта, медицинского психолога и
специалиста по социальной работе. Важным событием стало и возникновение большего числа
профессиональных сообществ врачей-психотерапевтов. Ближайшими задачами являются дальнейшее
|