сталкивается с такой ситуацией, при которой подростки, продолжая экономически и эмоционально
зависеть от своих родителей, отказываются выполнять то, чего от них требуют старшие.
Психотерапевтические вмешательства,
применяемые этой школой, служат для установления в семье
такой иерархии, при которой родители начинают занимать более высокую позицию по отношению к
молодым людям. Содержание коммуникаций между родителями и детьми включает сообщения о
родительских ожиданиях, обращенных к детям, а также о правилах, на выполнение которых
рассчитывают старшие, и, наконец, о мерах, последующих в случае нарушения установленных правил.
Когда подросток теряет власть над родителями, он начинает вести себя нормально и становится
независимым. Поведенческое направление семейной психотерапии основано на принципах теории
научения.
Используются приемы и методы классического, оперантного и других видов научения
(контракты, жетонная система, тренинг родительской компетентности, проблемно-разрешающий
подход).
При сборе семейного анамнеза обращается внимание на изучение следующей информации.
Спросить семью, какая перед ними стоит проблема, как они ее видят; получить объяснение, почему
возникла проблема. Спросить, что делал каждый член семьи, когда проблема возникла остро. Что
предпринималось, чтобы избавиться от нее? Какие отношения были в семье перед возникновением
проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту? Связана ли предъявляемая
проблема или жалобы члена семьи с нарушениями внутрисемейной системы? Какие события
произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование? Кто кем работает или в каком классе
учится? Хорошо или плохо идет работа и учеба? Отличают ли семью какие-либо особые обстоятельства
и беспокойства? Почему семья обратилась сейчас? Кто больше всего расстраивается из-за возникшей
проблемы, кого охватывает печаль, тревога, гнев, смущение или растерянность? Кто из членов семьи
страдал или страдает из-за подобной проблемы? Кто на кого похож в семье? Кто из родственников
включен в проблему и каким образом? Похож ли член семьи, имеющий эту проблему, на кого-либо из
этих родственников и не совпадает ли его проблема с тем, что переживают они? Кто в семье стал ближе
благодаря проблеме, а кто отдалился? Что должно измениться, чтобы проблема исчезла?
По мере того как члены семьи будут отвечать на эти вопросы, получат разъяснение и другие
моменты, в частности, кому адресуется защита (опека, помощь) со стороны «носителя симптома», кто
получает от симптома межличностную «выгоду» и каковы ее мотивы. Перед врачом раскроется и
система взаимодействий (циркулярная последовательность коммуникаций), принятая в семье,
коммуникативная метафора симптома или поведения.
Приводим наиболее типичные проблемы родителей данных подростков, полученные при сборе
семейного анамнеза: стремление выполнять большинство задач за подростков с детства и требование
самостоятельности в подростковом возрасте; страх передачи ответственности подростку, желание
контролировать каждый его шаг; нарушение границ между «я другой»; требование уважения к себе и
отказ в этом подростку; неумение играть, отсутствие эмоциональности, запрет на выражение ряда
положительных и отрицательных эмоций; собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый
подросткам; проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, сравнение его развития со своим
жизненным путем; страх неизвестного; незнание основных прав личности, способствующих
уверенности в себе, подкрепление агрессивного или пассивного способа поведения у подростка;
стереотипное общение с подростком по типу «родительребенок» с частыми фразеологизмами типа
«должен», «почему», вызывающими протестные реакции подростков; стремление реализовать на
подростке собственные недостигнутые цели; отсутствие системы правил в семье, приводящее к полной
дезориентировке в выборе жизненного пути; создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
На рубеже веков границы между различными подходами семейной психотерапии стираются.
Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для
психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В
стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с
директивностью поведенческого подхода. Каждое направление семейной психотерапии выработало
определенные позитивные стратегии в работе с подростками с аддиктивным поведением. Важно найти
ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении
актуальных проблем. Независимо от применяемых подходов семья должна активно участвовать в
|