они увеличивают риск возникновения зависимости от психоактивных веществ у подростков. Поэтому
без вовлечения семьи в лечение и реабилитацию процент рецидивов будет высок, так как даже после
удачно проведенного лечения подросток опять возвращается в прежнюю семейную систему.
Семейная психотерапия наркомании у подростков в России недостаточно разработана, хотя во
всех западных странах она составляет немалую долю обязательной реабилитационной программы. В
1983 г. по требованию Национального института исследования наркомании (NIDA) исследовательские
проекты были озаглавлены как «Подходы семейной психотерапии в лечении наркомании у подростков»,
отражая новую эру для семейной психотерапии, а также новое направление в лечении наркомании,
внедряя стратегии вмешательства, основанные на семейных моделях. По инициативе NIDA было
проведено 3 исследовательских проекта: The Purdue Brief Therapy Project, The Adolescent Drug Treatment
Program в Техасском университете и The Adolescent Families Project в университете Сан-Франциско. Они
доказали, что модели реабилитации, основанные на вовлечение семьи, могут удержать подростка и их
семьи в лечении и характеризуются значительно меньшими срывами в катамнезе, чем изолированное
назначение групповой психотерапии.
Среди наиболее частых подходов применяется структурная семейная психотерапия,
функциональная семейная психотерапия, стратегическая семейная психотерапия, поведенческая
психотерапия стала использоваться реже. В России используется системная семейная психотерапия.
В структурном подходе подросток рассматривается как «носитель симптома», а семья как
пациент. Целью структурных вмешательств служит изменение структуры семьи для улучшения
функционирования всех ее членов и создание более сбалансированной структуры. Например, в
ригидной семье организовать более открытую коммуникацию и переговоры, хаотичной семье помочь
выстроить иерархическую структуру, что приведет к родительскому альянсу и сотрудничеству в
супружеской подсистеме и обеспечит подходящее руководство семьей и воспитание детей. В
разобщенной системе психотерапевт помогает объединению семьи на основе помощи
«идентифицированному пациенту» и прояснении возможных выгод для всех членов семьи. Важно
отметить, что поставленные цели по изменению семейных структур должны соответствовать темпу
семьи. Часто дисфункциональные семьи действуют по правилу «все или ничего» в рассмотрении
возможных перемен. Нередко они опасаются, что если в семье будут происходить изменения, то они
будут крайними по характеру. Например, передача ответственности подростку в «запутанной системе»
может быть затруднена из-за страха матери его полного отделения от семьи и столкновения с
супружескими проблемами.
Функциональная семейная психотерапия другой основанный на использовании семейной
модели подход, который был разработан для лечения подростков-делинквентов, но может
использоваться и в лечении наркомании, учитывая высокую коморбидность последних с нарушениями
поведения. Функциональная семейная психотерапия включает принципы, применимые к любым
семьям, техники и приемы индивидуализируются для отдельной семьи. Терапия состоит из 5 основных
этапов. На каждом этапе цели развиваются и расширяются. Вначале психотерапевт создает позитивные
ожидания в изменениях для каждого члена семьи, анализируются аффективные, поведенческие и
когнитивные ожидания. Определяется, какие семейные процессы могут быть изменены. В семьях,
имеющих подростка-наркомана, психотерапевт стремится уменьшить негативные установки и
восприятия всеми членами семьи этой проблемы, улучшить внутрисемейное функционирование и
усилить семейные копинг-механизмы. Шансы на успешное вмешательство предполагают минимальный
уровень вовлечения членов семьи.
В стратегической семейной психотерапии основное значение придается анализу
неконгруэнтности семейной иерархии. Стратегия, используемая в этом психотерапевтическом подходе,
основана на манипулировании властью. Иначе говоря, психотерапевт перераспределяет власть между
членами семьи. Считается, что злоупотребление наркотиками и другие поведенческие отклонения
ставят молодого человека на более высокую позицию по сравнению с родителями на лестнице
семейной иерархии. Последняя определяется неизменно повторяющейся последовательностью, с
которой один член семьи сообщает другому, что он должен делать. Порядок сообщений, при котором
родители говорят детям, что им следует выполнять, в семьях встречается существенно чаще, чем
противоположный. В семьях, где поведению детей присущи серьезные отклонения, психотерапевт
|