возрастной период, называемый в литературе второй половиной жизни (Kohler Ch., 1968) и
характеризующийся началом психического и физического старения, многие авторы рассматривают как
кризисный. О «кризисе середины жизни» писал, например, Юнг (Jung C. G.). Вступление в этот период
связано с повышенным риском заболеваний. Значительную часть функциональных психических
расстройств, которыми впервые заболевают пожилые люди, составляют депрессивные состояния,
реакции отказа, невротические нарушения. К патогенетическим факторам, наряду с биологическими
предпосылками (большая подверженность болезням с хроническим течением, способствующим общему
упадку психофизической активности, снижение физического тонуса, снижение обмена, дисбаланс
биогенных аминов и др. (Тибилова А. У., 1988), относят также социальные, социально-психологические
и психологические факторы, такие как неустойчивая работоспособность, нарушения в семейной жизни,
страх перед физическими и душевными сбоями, нежелание стареть, трудность психологической
адаптации к изменению привычных условий и привычного окружения, повышающаяся потребность в
достижении успеха (Тибилова А. У., 1988; Колер, 1968; Konechny R., 1974, и др.). У людей этой
возрастной группы часто возникают многочисленные физические и психические симптомы. Во время
приема врач может наблюдать все оттенки их предъявления от обычного описания жалоб до
ипохондрической фиксации. При диагностически-терапевтических действиях по отношению к этим
больным особое внимание следует уделять пониманию психосоциальной ситуации пациентов этой
возрастной группы. На способ переживания начала старения влияют индивидуальные психологические
особенности пациента и его предшествующий жизненный путь, в связи с чем важно определить, какие
невротические проявления вызваны собственно началом старения, а какие формировались уже ранее, на
протяжении предшествующих десятилетий. Но в то же время существует ряд характерных для этого
периода жизни событий, способствующих возникновению психического напряжения, знание которых
позволяет предупреждать психические расстройства. Среди этих событий важная роль принадлежит
изменению профессиональной ситуации. Снижение работоспособности и адаптации к постоянно
меняющимся требованиям и условиям, трудности в приобретении новых знаний и овладении
стремительно поступающей новой научно-технической информацией приводят к снижению
самооценки, особенно у лиц с нарушенной ранее самооценкой в процессе их личностного развития.
Компенсация нарушенной самооценки происходит либо путем целеустремленного решения
профессиональных задач при чрезмерных энергетических затратах, либо возникновением
симптомокомплекса, «оправдывающего» утрату пациентом прежней работоспособности. Как отмечает
Аккерманн (Ackermann F., 1960), нарушенная самооценка у пациентов в четвертом десятилетии жизни
может поддерживаться позитивными переживаниями отдельных социальных успехов и взлетов, но
параллельно создается нестабильность индивидуальной оценочной структуры. Особенно это относится
к тем, кто до середины жизни был весьма работоспособен, активен, решал профессиональные задачи,
требующие многообразных новых знаний и нестандартных подходов. Конфронтация таких пациентов
со снижением своей работоспособности зачастую вызывает у них невротическую симптоматику,
которая может расширяться до выраженного состояния невротического страха и депрессивной
клинической картины. Наряду со снижением работоспособности у лиц этого возрастного периода
Шульте (Schulte W., 1956) отмечает формирование самообвинения в упущенных возможностях,
Конечный указывает на утрату смысла жизни (жизненную фрустрацию, экзистенциальный вакуум по
Франклу (Frankl V. E., 1990). Снижение самооценки, нарастающая неуверенность проявляются у этих
пациентов не только в профессиональной сфере, но и в общении с другими людьми как в домашнем
окружении, так и на работе. Как правило, степень своего старения человек оценивает исходя из
постоянного опыта общения с молодыми людьми, из межличностных реакций своего окружения.
Опасения получить негативные оценки от окружающих в связи с потерей подвижности интеллекта,
снижением концентрации внимания, сужением круга интересов, непониманием молодыми людьми
проблем старения приводят к уменьшению социальных контактов. Компенсаторное социальное
поведение, выражающееся в подчеркнутой авторитарности в присутствии лиц молодого возраста,
чрезмерные ссылки на жизненный опыт почти боязливо оберегаемое, по словам Колер, богатство
старости заостряют порой только начинающийся конфликт с окружением.
В литературе, посвященной психотерапии второй половины жизни, подчеркивается
значительное преобладание среди пациентов этого возраста лиц женского пола, причиной чего является
|