Navigation bar
  Print document Start Previous page
 537 of 825 
Next page End  

более выраженная эмоциональность, психосексуальность, отсутствие смысла жизни вследствие
ограниченного круга интересов (Jaspers K., 1948; Stern E., 1955, Колер, 1968, и др.). Колер отмечает, что
формирование так называемых специфических женских личностных характеристик обусловлено не
только биологическими причинами, но и социальными условиями. Социально-экономическая
зависимость, неравенство с мужчиной в общественной и профессиональной сфере тормозят развитие
зрелой личности. Инфантильность личностной структуры усложняет конструктивное разрешение
конфликтных условий, возникающих у женщин в середине жизни. Выросшие дети, надоевшее
однообразие домашних обязанностей, сужение сферы внесемейных интересов, снижение сексуальной
привлекательности и оценки себя как «собственно женского существа» переживаются женщиной как
существование в вакууме и сопровождаются нарастанием чувства беззащитности, возникновением
невротической симптоматики, депрессивными колебаниями настроения.
Психотерапевтическая работа с пациентами второй половины жизни осуществляется с учетом
описанных особенностей. Уже на этапе сбора анамнестических данных следует избегать фиксации
внимания пациента на необратимых психосоматических процессах, связанных с началом старения.
Сообщения психотерапевта о старческих симптомах или проявлениях, при недостаточных ссылках на
сохранные силы пациента, могут оказаться ятрогенными. Опрометчивые замечания врача, сделанные
пациентке, вступившей в климактерический период, и указывающие на связь ее состояния с
гормональными сдвигами, зачастую формируют у нее впечатление фатальной предопределенности и
пассивное поведение и создают почву для дальнейшего роста невротической симптоматики. Наряду с
анализом актуальных индивидуальных конфликтных ситуаций в задачи психотерапии входит также
обсуждение переживаний, связанных с ожиданием грядущей старости. Так, Колер считает важным
формирование у пациента понимания возможности избежать «экзистенциальной неуверенности»,
которая могла у него сформироваться в течение раннего периода жизни рядом со стареющими
родственниками и знакомыми. По мнению автора, следует направлять пациента на создание новых
ценностных ориентации, стимулировать интерес к выполнению различных социально-
профессиональных задач, поддерживать его активное поведение. Урегулированная, соответствующая
образовательному уровню и актуальной работоспособности профессиональная деятельность принимает
роль стабилизатора психического состояния пациентов этой возрастной группы. Профессиональная
деятельность, включающая, как правило, коммуникативный фактор, противодействует также склонности
этих пациентов сокращать социальные контакты. Проблемы межличностного взаимодействия могут
наиболее эффективно решаться в процессе групповой психотерапии.
В терапевтической группе
создается социальная ситуация, в которой пациенты этого возраста без ущерба для своей самооценки
могут испытать готовность молодых к помощи. Групповая динамика позволяет пациенту увидеть
различные варианты проявления своей личности в межличностных взаимодействиях. Новый опыт
помогает конструктивно управлять межличностными отношениями адекватными поставленным
задачам способами. Групповые ситуации, представляющие модельные ситуации жизни, показывают
пациенту, что конфликт поколений, квалифицированный им прежде как фатальный, может быть
разрешен. Принятие женщинами-пациентками, социальный опыт которых ограничивался привычными
рамками домашних обязанностей, новых для них социальных ролей в процессе различных форм
групповой психотерапии способствует повышению самооценки и самосознания. Для таких пациенток
полезным может быть сочетание групповой и семейной психотерапии. Понимание обоими супругами с
помощью психотерапевта связи проблематики пациентки с развитием невротической симптоматики в
большинстве случаев помогает найти адекватные пути ее устранения.
ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАИКАНИЯ. Применению психотерапии в лечении заикания традиционно
всегда придавалось большое значение. Для этого могут быть использованы различные формы
психотерапевтического воздействия: рациональная и суггестивная психотерапия (гипнотерапия,
внушение в состоянии бодрствования, самовнушение, аутогенная тренировка)
и групповая
психотерапия.
Страх, сильное волнение, неуверенность в своих силах, вне зависимости от того, возникают ли
они задолго до начала высказывания или нет, всегда дезорганизуют речь, мышление заикающегося,
изменяют его поведение, доставляют тяжелые душевные переживания. Именно поэтому в основе
психотерапии должны лежать медико-психологические мероприятия, направленные на перестройку
Hosted by uCoz