нарушенных отношений личности и воздействующие на эмоциональную сферу больного.
В процессе психотерапии больных с заиканием важное место отводится угашению
отрицательных эмоций и воспитанию положительных эмоций, обладающих большими
компенсаторными свойствами, стимулирующими нервную систему к преодолению трудностей в
сложном процессе овладения навыками правильной, плавной, слитной речи и правильного поведения.
После подробного предварительного ознакомления с особенностями личности больного и
психотравмирующими обстоятельствами следует установить, какие виды психотерапии и в какой
последовательности необходимо применить в каждом конкретном случае. Обычно сочетаются
рациональная психотерапия и различные суггестивные методы. Наиболее эффективными в системе
психотерапевтических мероприятий при лечении заикания являются методы групповой психотерапии.
Основной задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова является перестройка нарушенных отношений личности с
окружающей средой. В ходе психотерапевтических бесед выясняются причины возникновения и
развития синдрома страха и других невротических проявлений у больных с заиканием. Этими
причинами могут быть неправильное воспитание в детстве, психотравмирующие ситуации в семье, во
время учебы и работы. Психотерапевтические беседы проводятся на протяжении всего курса лечения
заикания. В процессе психотерапии следует добиваться ясного понимания больным всех обстоятельств,
послуживших источником речевых нарушений, и в особенности тех психологических факторов, которые
во многом способствуют усилению речевого дефекта.
Кроме личностно-ориентированной психотерапии широко применяются суггестивные методы
воздействия в состоянии бодрствования, которые способствуют устранению отдельных симптомов
заболевания и улучшают общее состояние больного. При этом следует учитывать роль эмоционального
фактора. Сильное эмоциональное напряжение используется при лечении как заикания, так и тяжелых
зафиксировавшихся болезненных проявлений, таких, например, как мутизм.
Для устранения заикания широко используются одномоментные способы суггестивного
воздействия. «Снятие заикания» проводится одномоментно, а достигнутые результаты закрепляются в
ходе последующих логопедических и психотерапевтических занятий (см. Директивное групповое
воздействие наяву Дубровского, Императивное внушение наяву на фоне сильного эмоционального
напряжения при заикании по Шкловскому).
При лечении заикания применяется гипнотерапия, в том числе для достижения катарсиса (Rosen
H., 1953; Livingood F., 1958). Из отечественных авторов гипнотерапию при заикании использовали Ю. А.
Поворинский (1950), Д. Я. Венгеровский (1955), В. М. Шкловский (1975, 1994) и др. Внушение в
гипнозе, подкрепленное логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует
устранению страха речи, который является одним из патогенетических факторов заикания.
Гипнотерапия в части случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в
состоянии бодрствования. Сеансы гипнотерапии проводятся обычно с группой больных (8-10 человек)
в специально оборудованном помещении. Во время внушения в гипнозе кроме формул
общеуспокаивающего характера особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой
сферы и функционирования артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата.
Методика самовнушения при заикании принципиально соответствует предложенной Куэ (Coue,
1929) и В. М. Бехтеревым (1911), но так же, как и аутогенная тренировка, модифицируется с целью
лечения логоневроза. Сеанс самовнушения проводится следующим образом: заикающийся устраивается
в удобном положении с закрытыми глазами и повторяет в утвердительной форме: «Я говорю хорошо,
свободно, плавно и слитно, не разрывая слова и фразы, точно так, как я произношу ряд звуков "АОУИ"; я
плавно и слитно произношу всю фразу, точно так, как я произношу ряд цифр: "1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10".
Страха речи больше нет. Я везде и всюду чувствую себя уверенно и спокойно» и т. п. При проведении
самовнушения следует добиваться, чтобы сеанс не сводился к пассивному проговариванию формул, а
отражал бы активное стремление больного представить себя хорошо говорящим. Пациент должен
научиться вызывать у себя представление о том, как он разговаривает без заикания дома, в учебном
заведении, на работе и в других ситуациях. Самовнушение рекомендуется проводить 2-3 раза в день.
Последний сеанс осуществляется перед сном, когда имеются более благоприятные условия для его
проведения и реализации.
|