случае заключается в том, что она освобождает человека от груза принятия решения. После
психологической обработки индивид возрождается и вступает в ином качестве в совершенно новую
жизнь. Коллективный характер ритуалов усиливает чувство безопасности каждого человека через
отождествление с группой, включающей не только живых, но также и умерших и обожествленных
предков.
Все это указывает на то, что в первобытных культурах существовало определенное «понимание»
механизмов возникновения нарушений психического здоровья и были известны способы его
поддержания и укрепления. Религия в этом играла ведущую роль.
В дальнейшем сформировались два противоположных подхода к объяснению происхождения
болезней и их лечению. Приверженцы первого стремились объяснить причину болезни с эмпирически-
рациональных позиций и применять соответствующие каузальные виды терапии. Сторонники
религиозно-магического подхода искали причины патологии в сверхъестественных силах и применяли
иррациональные лечебные методы, которые основывались на псевдонаучных гипотезах. Оба этих
подхода противостоят друг другу до сих пор. Жители и городов и деревень зачастую больше верят
собирателю трав и колдуну, чем имеющему надлежащее образование врачу, потому что первые
рассматривают свои лечебные функции как искусство, а не как науку. Одаренный целительской силой
шаман сравнивается с получившим медицинское образование психиатром по конечному результату:
шаман иногда при лечении психозов (например, психогенной природы) достигает больших успехов. В
течение столетий люди населяли мифы, сказания, религиозные верования существами, которые
обладают сверхъестественной силой и всегда влияют на воображение человека и его фантазии.
Источники магического мышления (Kocova Z., Hausner M., 1979) различны, а именно: бегство из
реальности в вымышленную жизнь; богатая фантазия; жажда необычных, сверхъестественных
переживаний и впечатлений; стремление к объяснению различных феноменов; ложная интерпретация
ранних периодов развития человечества; страх перед сверхъестественными силами и желание
заручиться их защитой; объяснение различных явлений влиянием воздействий со стороны человека;
стремление достичь счастья с помощью магии и сохранить его для себя; стремление познать будущее и
обеспечить себе благополучие в делах и избежать несчастья; прорицательство с истолкованием
символов счастья и предостережения; колдовство создание символов власти, которые могли бы
изменить жизненный путь колдующего в его пользу, а врагов покарать и уничтожить; стремление к
бессмертию, к вечной молодости или хотя бы к долгой жизни; надежда на необычное,
сверхъестественное разрешение проблем; тенденция к претворению в жизнь преданий и вымыслов, а
также к внедрению их в сознание детей; стремление к справедливости, вознаграждению добрых и
наказанию злых либо здесь, на земле, либо после смерти; корыстолюбие и умышленный обман.
Проявлению магического мышления способствуют следующие переменные: психические и
психопатологические процессы; врожденные эйдетические способности; внушение и внушаемость;
некритичность и легковерность; переоценка традиций и традиционного мышления и верований;
нарушения памяти; мечты наяву и их случайные совпадения с реальными событиями; поверхностное
мышление; кататимное и аналогизирующее мышление, неадекватная мыслительная символика,
суждения постфактум и на основании отдельных, единичных фактов, эмоциональные, а не объективные
аргументы; нарушения ориентировки в представлениях о ценностях, ошибочная переоценка.
Как указывалось выше, элементы групповой психотерапии существовали уже в примитивных
древних обществах, и при их изучении подчеркивается значение обычаев и ритуалов. В настоящее время
их исследованием занимаются не только этнология и этнография, но также социология,
культурантропология, психология, психиатрия, психотерапия и другие научные дисциплины. Показано,
что примитивное общество представляло собой первую модель психотерапевтического сообщества, а
многие лечебные факторы и технические приемы, использовавшиеся в нем для укрепления
психического здоровья, осознанно или неосознанно применяются и в современной психотерапии. В 80-
х гг. нынешнего столетия в Чехословакии для лечения психозов использовались некоторые из подобных
методов психотерапевтического воздействия: социодрама в рамках ритуальных праздников; психодрама
и психомелодрама при психозах; театр кукол (марионеток) при психозах (см. Этнотерапия Гауснера и
Кочовой).
Вопросов соотношения П. и р. касались в своих работах многие известные исследователи: Юнг
|