войны и т. д.).
Важной особенностью психотерапии в широком понимании этого термина в первобытном
обществе является то, что представления о болезнях как результате магического воздействия,
используемые шаманом в его толкованиях, понятны окружающим, так как полностью соответствуют их
уровню развития, собственной картине мира, что делает людей восприимчивыми к
психотерапевтическому влиянию. Другой характерной чертой является значительная эмоциональная
вовлеченность в терапевтический процесс всех участников, которые отдаются ему полностью, нередко
доходя до экстаза. Наконец, третья особенность состоит в отсутствии какого-либо скепсиса: как шаман,
так и все остальные участники охвачены фанатичной верой в успех всего мероприятия. Полное
совпадение ожиданий шамана и пациентов одна из отличительных черт подобного партнерства. Все
это и общая для всех участников группы система ценностей, и эмоциональная вовлеченность, и вера
в успех рассматривается и современной психотерапией как необходимые условия, во многом
определяющие ее результативность. А высокая степень эффективности магической практики вряд ли
вызывает сомнения. В силу того что в первобытном обществе психическое не противопоставляется
соматическому, психотерапевтический, «медико-психологический» подход имеет место и при
соматических заболеваниях, причем и здесь он оказывается весьма результативным. Одна из причин
результативности психотерапии шамана в том, что он чаще имеет дело с теми соматическими
заболеваниями, при которых диапазон функциональных нарушений достаточно широк.
В ряду ритуальных праздников, имеющих психопрофилактическое значение, описаны такие, во
время которых периодически допускается отступление от некоторых общепринятых правил общежития
и свободное выражение эмоций, не сдерживаемое запретами, действующими в другое время. Обычаи,
санкционирующие такую непосредственную реализацию желаний, расцениваются современными
исследователями как выполняющие функцию «целебного регресса», В особо критические для общины
периоды совершается обряд «изгнания зла», когда люди вооружаются палками и с воодушевлением,
объединившись, гонят воображаемого злого духа, сбрасывая его с обрыва, в воду и т. д. В результате
достигается сплочение всего коллектива, а заодно «изгоняются» подавленные тревога и гнев, после чего
«люди дышат легче, спят спокойнее и становятся здоровее». Нередко отдушиной, способом
отреагирования нежелательных эмоций служат ритуалы, во время которых участники выступают в
чужой роли, надев маски и т. д. Все эти обычаи трактуются современными исследователями как
своеобразные формы катарсиса,
или отреагирования. Однако существуют также ритуалы, назначение
которых состоит в том, чтобы, напротив, повышать толерантность к фрустрации, воспитывать
сдержанность. К таковым в известной мере может относиться и процедура исповеди и прощения. При
этом исповедь адресуется не столько к шаману, сколько к потерпевшим соплеменникам больного. Сюда
же можно отнести и обычай укладывать подростков, проходящих инициацию, в одну постель с
женщинами, где они обязаны соблюдать сдержанность.
Своеобразным обычаем, широко распространенным среди многих примитивных народов,
является ритуал «козла отпущения». Во время этой церемонии, совершаемой, например, в период засухи,
голода или эпидемии, «козел отпущения», которым может оказаться либо животное (обезьяна, корова),
либо даже человек, берет на себя всю вину, все злодеяния соплеменников и приносит себя в жертву.
Ритуал «козла отпущения», так же как исповедь, способствует снижению уровня тревожности, усиливая
«психологические защитные механизмы».
Особый психотерапевтический прием представляет собой так называемое «исцеление через
посвящение», когда пациент обнаруживает в себе призвание целителя и в процессе последующего
обучения, а затем самостоятельной практики постигает механизмы собственного первоначального
заболевания. Психотерапевтическим приемом, недавно открытым исследователями у маори, народа
Новой Зеландии, явилась практика временного отшельничества, абсентеизма, к которой туземцы
издавна прибегают для восстановления здоровья в состоянии упадка.
То, что ритуалы встречаются во всех примитивных культурах и обычно носят групповой
характер, безусловно свидетельствует о жизненно важном значении и того и другого для существования
коллектива. Смысл приуроченности обрядов к особо ответственным моментам в жизни человека
(например, при вступлении в новую социальную роль) состоит в сведении к минимуму глубины и
продолжительности внутреннего конфликта, связанного с таким важным шагом. Роль группы в данном
|