вскрытии и обсуждении психологических проблем, имеющих неразрешимый для пациента характер.
Таким образом, психотерапия и социотерапия (так же, впрочем, как фармакотерапия, трудовая
терапия, терапия занятостью и др.) не могут рассматриваться альтернативно в системе реабилитации
психически больных. Они составляют единый комплекс психосоциальных методов, сочетанное
применение которых на клинически дифференцированной основе является решающей предпосылкой
достижения эффективного социального и трудового восстановления пациентов и оптимизации их
личностного развития. Можно говорить лишь о смещении акцента в сторону психотерапии на
различных этапах реабилитации.
Широко распространено мнение, что применительно к неврозам проблемы реабилитации как
таковой не существует, так как психотерапия по своим целям идентична реабилитации и с ее помощью
можно решить весь комплекс реабилитационных задач. Справедливо это положение лишь по
отношению к личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского,
Исуриной, Ташлыкова,
в особенности к групповой ее форме, направленной на реконструкцию
нарушенных отношений личности, а вместе с тем и на восстановление здоровья и полноценного
социального функционирования больного. Здесь действительно психотерапия и реабилитация
сливаются в единый процесс. Однако поскольку в реальной практике помощь больным неврозами
оказывается зачастую путем применения одних лишь симптоматических методов, то при тяжелых,
затяжных формах неврозов и невротических развитиях вопросы реабилитации приобретают особое
значение и должны быть постоянно в поле зрения врача.
Описанные выше общие принципы реабилитации больных с нервно-психическими
заболеваниями и роль в ее осуществлении методов психотерапии оказали существенное влияние в
последние десятилетия на разработку и внедрение реабилитационных программ практически во всех
областях медицины. Цели, задачи и конкретное их содержание определяются особенностями
клинических проявлений болезни, ее течением, прогнозом, соотношением биологических,
психологических и социальных механизмов в возникновении и развитии патологических расстройств.
См. также Психотерапия при соматических заболеваниях, Психотерапия в неврологии,
Психотерапия в геронтологической практике.
ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕЛИГИЯ. Со времен первобытного общества медицина и религия были
связаны между собой, поскольку во многом именно страдание (болезнь) сформировало у человека
религиозное чувство, мысль о Боге. Боги посылают болезнь, и только они могут избавить от нее.
Посредником между больным и Богом в эпоху первобытных культур являлся жрец или шаман. Весь
жизненный уклад народов, находящихся на низших ступенях общественного развития, их обычаи,
ритуалы, приемы воспитания давно уже стали предметом пристального внимания этнологов,
психиатров, психотерапевтов и ученых других специальностей и могут служить примером влияния
шамана как представителя религии на психическое здоровье своих соплеменников. Изучение
традиционных ритуальных празднеств, а также приемов, используемых шаманами в примитивных
культурах в самых различных частях света, показало, что за внешне дикой и нелепой формой, в которой
они осуществляются, скрывается глубокое содержание, имеющее не только психотерапевтическое, но и
психопрофилактическое значение, причем последнее, по-видимому, даже чаще, чем первое.
Современная психотерапия лишь недавно оценила достоинства групповых методов, а между тем
в культурно отсталых обществах коллективный характер психотерапевтической практики является едва
ли не самой главной отличительной чертой (Семичов С. Б., 1975). На сеанс камлания к шаману, кроме
самого пациента, собираются все его домочадцы и другие члены сообщества. Они не просто
присутствуют в качестве зрителей, но активно вовлекаются в терапевтический процесс, усваивают
толкования шамана, который путем суггестии, оперируя приемами из народного эпоса, добивается
перестройки взаимоотношений между членами семьи, предписывает всем и каждому нормы поведения,
формирует новую систему ценностей. Более того, так как «злые духи» иногда наказывают не самого
виновного, а его родственников и соплеменников, то это значит, что все находятся в ответе друг за
друга, и поэтому выздоровление каждого становится делом, в котором все кровно заинтересованы. Ярко
выраженный групповой характер носят и различные ритуальные торжества, обычно знаменующие
вступление человека, группы лиц или всей общины в какой-то ответственный, кризисный период
жизни (церемонии инициации подростков, свадьбы, оргиастические праздники, начало охоты или
|