себе, с другой выявления и разрешения личностной проблематики, затрудняющей эффективную
реализацию функции общения.
С косвенной (невербальной) терапией в условиях совместной деятельности непосредственно
смыкается терапия занятостью. Уже в занятия пантомимой могут включаться вербальные компоненты.
Такое же промежуточное значение занимает методика психотерапевтического рисунка. С помощью этих
методов пациент получает возможность выражения своих переживаний, зачастую трудных для
воспроизведения.
Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии может решаться по-разному
в сторону интенсивности той или другой. Индивидуальная работа с больным важна для выявления его
основной внутри- и межличностной проблематики, формирования мотивации к эффективному участию
в групповых занятиях, коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия. Во всех этих
случаях она служит ценным дополнением групповой психотерапии и социотерапии и необходимой
предпосылкой их продуктивности.
В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется
соотношение сомато-биологических (собственно процессуальных) и индивидуально-психологических
факторов в формировании картины болезни, по-разному ущемлены способности больного к
самореализации и к установлению адекватных и межличностных отношений. Соответственно должно
меняться не только место психосоциальных методов в структуре восстановительного лечения, но и сами
методы, так же как и те конкретные задачи, которые при этом ставятся. Так, например, в
препсихотическом периоде шизофрении, на выходе из затяжного депрессивного состояния в периоде
становления ремиссии личностные реакции и изменение системы отношений к действительности (в
том числе и вызванные порочными формами психологической компенсации) могут определять
состояние и особенности социальной адаптации пациентов. Психотерапевтическое вмешательство
приобретает в подобных случаях патогенетический характер и требует включения методов,
способствующих раскрытию и осознанию больными сущности и источников конфликта, с одной
стороны, и поиску путей его рационального разрешения с другой. Иными словами, необходимо
достижение тех же целей, что и в психотерапии неврозов, с той лишь разницей, что оно не устраняет
процессуальной основы болезни. Групповая психотерапия больных с выраженными проявлениями
дезинтеграции личности, сниженной психофизиологической и психосоциальной толерантностью на
поздних этапах развития процесса имеет иную направленность.
Все это определяет необходимость дифференциации задач групповой психотерапии и
соответствующих им методов и одновременно служит основанием для комплексного избирательного
использования различных приемов. Выделены несколько уровней такого рода задач:
1) эмоциональная стимуляция, социальная активация и налаживание коммуникаций;
2) выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения и
повышение социальной уверенности;
3) формирование правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекция
установок и отношений и оптимизация общения;
4) раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, перестройка системы
отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации.
Наряду с этими общими задачами в ходе психотерапии могут решаться и другие, более частные.
Их конкретизация требует многомерного учета сомато-биологического, психологического и социального
компонентов функциональной недостаточности и ее динамики, в связи с которой могут меняться
первоначально сформулированные задачи психотерапии.
Лечебные цели психотерапевтической работы достижимы лишь тогда, когда в достаточной мере
учитывается активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личность,
особенности его непосредственного социального окружения, его доступность санации и
индивидуальные жизненные условия, которые в совокупности определяют его реальные возможности.
В зависимости от этого должен решаться, особенно в группе психотических больных, непростой вопрос
о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и о перестройке неэффективных, но
сложившихся форм психологической компенсации. Практика дает немало примеров срыва адаптации и
обострения болезненного состояния (вплоть до появления суицидальных тенденций) при неразумном
|