М., Goulding R. L.), является синтезом трансактного анализа и гештальт-терапии,
а также
интерактивной групповой психотерапии и десенсибилизации. Обычно проводится в условиях группы и
в форме краткосрочной психотерапии продолжительностью от 3 дней до 4-недельного семинара.
Авторы разработали теоретическую структуру усовершенствованного ими трансактного анализа. Они не
согласны с теоретиками трансактного анализа по двум основным вопросам. Во-первых, с тем, что
ранний Родитель (Эго-состояние Ребенка) полностью негативен, и, во-вторых, с провозглашенной
Берном (Berne E.) концепцией формирования раннего Родителя (в трансактном анализе большая буква в
словах Родитель, Взрослый, Ребенок означает, что речь идет об Эго-состояниях, а не о реальных
родителе, взрослом или ребенке). Он был уверен, что ранний Родитель это склад автоматически
накапливаемых всех негативных сообщений, переданных родителями. Родительское вранье, ярость,
громкий голос становятся автоматически частью детской интроекции и частью Эго-состояния раннего
Родителя раз и навсегда. Авторы, напротив, верят, что ребенок сам фильтрует, выбирает и принимает
решения в ответ на подобные сообщения и в определенной мере контролирует то, что впитывает.
В отличие от Берна, который считает, что ребенок в этом отношении беспомощная жертва,
авторы полагают, что ребенок принимает участие в создании своего раннего Родителя либо
принимает сообщения, либо против принятия сообщений выстраивает баррикаду с помощью своих
ранних Ребенка и Взрослого. Эго-состояние Ребенок имеет наряду со структурным делением и
функциональное различие изначальный «естественный» и «адаптированный» Ребенок. М. Гулдинг
модифицировала это деление, показав, что три ранних Эго-состояния (ранние Родитель, Взрослый,
Ребенок) присутствуют как у «естественного», так и «адаптированного» Ребенка. Это функциональное
различие со структурными элементами демонстрирует терапию новых решений. Адаптированный
Ребенок решает принять родительские жизненные правила в самом раннем детстве и, чтобы выжить,
подавляет свободного или естественного Ребенка. Позже, во время терапии новых решений, ранний
Взрослый в Ребенке принимает новое решение преодолеть патологическое приспособление и
действовать свободно. Те же позиции в отличие от Берна занимают авторы в отношении Эго-состояния
Родитель. Люди достраивают своего Родителя, всю жизнь используя как материал и настоящих
родителей, и значимых для них людей, и даже людей, созданных своим воображением.
Во время психотерапии авторы используют только прямые трансакции. Парам предлагается не
говорить друг о друге, а разговаривать друг с другом. Тогда они узнают, что многое из сказанного
относится на самом деле к незаконченным делам с родителями, им предлагают адресовать свои
замечания родителям «напрямую». Пациентов просят представить, что мать и отец сидят перед ними, и
повторить родителям то, что они только что говорили. Так устанавливается прямая трансакция здесь-и-
сейчас между «Я» и «Ты». Пациент мгновенно перемещается в Эго-состояние Ребенок и из него, а не из
Взрослого, разбирается с ситуацией. Говоря с родителем и перемещаясь на другой стул, чтобы говорить
от лица родителя, он воскрешает поток воспоминаний и о событии, и о чувствах, связанных с ними, и
ощущает себя на сцене этого события «здесь-и-сейчас». С позиции своего Ребенка, оживляя сцену и
закрывая старые незавершенные дела, пациент получает возможность произвести эмоциональные
изменения в своих ранних решениях (принять новое решение).
Авторы отмечают важность выявления предписаний и обратных предписаний. Предписания
это сообщения от родительского Эго-состояния Ребенок, а обратные предписания это сообщения
родительского Эго-состояния Родитель. Примеры предписаний: «не делай», «не взрослей», «не будь»,
«не сближайся», а обратные предписания: «старайся», «делай все отлично». Чтобы предписания и
обратные предписания стали значимыми для развития ребенка, он должен их принять. В отличие от
Берна, авторы считают, что ребенок может принять предписания или отбросить их. Ребенок даже
придумывает, изобретает и неправильно интерпретирует и, таким образом, сам себе дает предписания.
Приводятся примеры некоторых патологических решений, принимаемых ребенком в ответ на
предписания. «Не делай этого» Ребенок может решить: «Я никогда ничего не сделаю правильно», «Я
глупый». Или «Не взрослей» «Ладно, я останусь маленьким», «беспомощным», «недумающим»,
«несексуальным». Это решение часто проявляется в движениях, манерах, голосе, поведении. Принимая
о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе планировать жизнь, сценарий, в качестве
образца используя иногда сказку (например, «Спящая красавица», «Золушка») или другую историю.
Психотерапевтический контракт сосредоточивает лечение на главной задаче. Пациент решает,
|