что конкретно он планирует изменить в себе для достижения поставленных перед собой целей,
используя при этом термины, описывающие убеждения,
эмоции и поведение. Над формулировкой
контракта пациент работает с психотерапевтом, а заключает его с самим собой. Психотерапевт служит
ему свидетелем и помощником. Он заставляет пациента осознать ответственность за свои чувства.
Психотерапевт выясняет, какие решения принял пациент в детстве, чтобы выжить в родительском доме.
Психотерапевта интересуют области «ступора» пациента, которые в гештальт-терапии
называются «тупиками». Г. Гулдинг делит тупики на три типа, или ступени. Тупик первой ступени
между Родителем пациента и его Ребенком основан на обратном предписании. Родитель в жизни
посылает сообщение от своего Родителя (Эго-состояние), например «Работай усердно». Отец говорит
сыну: «Каждую работу надо выполнять на отлично», «Всегда делай на десять процентов свыше».
Маленький мальчик, стремящийся завоевать одобрение отца, как маленький Профессор, работает много
и тяжело. Он трудится как сумасшедший до 55 лет и, не осознавая этого, все еще пытается угодить своим
родителям. В 55 лет он решает снизить темп, поэтому он из своего Родителя строит планы работать по 8
часов 5 дней в неделю и каждый год уходить в отпуск на месяц. Кажется, пишут авторы, что человек
вырвался из тупика. Тем не менее принятого «думающим» Взрослым решения бывает недостаточно. Как
только он снижает темп, у него начинаются головные боли. Он все еще получает те же самые сообщения
от своего Родителя и работает усердно. Человек по-прежнему в тупике, потому что его Ребенок не
принял еще другого (нового) решения через своего Родителя. В процессе психотерапии новое решение
примет тот же Маленький Профессор, который принял в свое время и первое решение много работать.
При тупике второй степени Маленький Профессор принял решение скорее в ответ на
предписание, нежели на обратное предписание. Например, Родитель родителя посылает сообщение
«много работай» (тупик первой степени), а Ребенок родителя дает предписание «не будь ребенком».
Решение в этом случае может оказаться следующим: «Я никогда больше не буду вести себя как ребенок».
Авторы отмечают, что многие психотерапевты, которых они на семинаре учат и лечат, находятся в этом
тупике. Они много работают, мало играют, а когда играют, то их игра абсолютно непохожа на
свободную, спонтанную, ребячливую игру тех людей, которые не приняли подобного предписания. Для
успешного выхода пациент погружается в воспоминания о своих родителях: как они говорили,
выглядели, чувствовали. Психотерапевт создает обстановку, в которой пациент переживает те же
чувства, что и во время принятия первоначального решения. Пациент должен находиться в состоянии
Ребенка, а не Взрослого. Обычно это происходит, когда он погружается в сцену из раннего детства и не
только представляет место и участников, но и переживает заново обуревавшие тогда его чувства. Диалог
начинается, когда пациент определяет свою цель: «Если я веду себя по-детски, играю, смеюсь и радуюсь,
я в порядке». Диалог продолжается, пациент попеременно становится то родителем, давшим
предписание, то самим собой, пытающимся выбраться из тупика. Иногда его встроенный родитель
отступает быстро, и пациент должен двигаться вперед и принимать новое решение перед лицом
неодобрения уже другой части самого себя Родителя внутри Ребенка. Иной раз он встречает одобрение
где-то в глубине себя от встроенного второго родителя, или от дедушки, или от психотерапевта.
Иногда пациент вынужден создать в себе нового Родителя, чтобы его Взрослый Ребенка и Родитель
Ребенка наконец договорились о принятии нового решения, и в конце концов он говорит, верит и
чувствует: «Я играю, ребячусь, смеюсь, наслаждаюсь, я как ребенок, и я в порядке».
Тупик третьей степени в котором пациент чувствует, что он всегда был плохим, каким себя
ощущает. При существовании этого тупика предписания были получены в таком раннем возрасте и/или
в неречевой форме, что он просто не осознает их получения. В этом случае решающий диалог это
диалог между двумя сторонами Маленького Профессора: адаптированного и свободного. Здесь пациенту
необходимо принимать попеременно обе стороны себя «Я мужчина» и «Я женщина» или «Я
умею играть» и «Я не умею и не буду никогда играть» пока он не почувствует энергию своего
свободного Ребенка.
Эффективная психотерапия заключается в том, чтобы помочь пациенту преодолеть ряд тупиков,
корни возникновения которых лежат в сообщениях, полученных им в детстве, и в принятых на основе
этих сообщений решениях. В процессе работы пациента над преодолением тупиков психотерапевт даст
возможность ему самому понять, как его архаичные виды мышления, переживания и поведения
соотносятся друг с другом и как они влияют на его сегодняшнюю жизнь. Традиционные гештальт-
|