психоаналитические методы и критерии целесообразны в групповой работе с общепрактикующими
врачами. В его ориентации произошла существенная перемена. В 1964 г. он заявил, что
«психоаналитические техники приемлемы только в рамках психоаналитической ситуации»; функцией же
балинтовской группы является помощь врачам, практикующим в общей медицине. Оставаясь
сторонниками психоанализа, Б. и его единомышленники предпочитали не пользоваться его методами
при разборе клинических случаев, представляемых врачами-интернистами, и при анализе их
взаимоотношений с пациентами. В балинтовских группах, как правило, занимаются выявлением
реальных жизненных трудностей и проблем пациентов, играющих роль в генезе и протекании
болезненных расстройств, не оперируя при этом фрейдовским понятием бессознательного и его
интерпретациями символов.
См. также Балинтовское движение, Балинтовская группа.
БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА. Этот метод групповой тренинговой исследовательской работы
получил название по имени своего создателя Балинта (Balint M.), проводившего с 1949 г. в клинике
Тависток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами.
Опыт, обобщенный Балинтом в его книге «Врач, его пациент и его болезнь», лег в основу метода
проведения исследовательско-обучающих семинаров. Центральный объект исследования в
классической Б. г. отношения «врачбольной». Они являются объективными, поскольку пациент
переносит на врача определенные отношения, эмоциональные и поведенческие стереотипы, которые
сходны с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимые лица ближайшего окружения).
Анализ этих отношений дает возможность более полно понять пациента во всем многообразии его
связей и взаимодействий с реальным миром, что способствует повышению эффективности терапии. В
то же время врач в своей практике нередко сталкивается с ситуациями, являющимися для него
фрустрирующими (например, если пациент не готов, не может или не хочет говорить о своих проблемах
врачу, который ориентирован на быстрое оказание помощи). Поэтому психотерапевту необходима
проработка указанных феноменов в кругу коллег под руководством квалифицированного специалиста,
что также дает возможность пройти обучение и приобрести новый опыт. В Б. г. врач может прояснить
свои чувства и отношение к пациенту и то, как он на самом деле воспринимает больного.
Обычно 8-12 участников встречаются с психоаналитиком руководителем группы, один раз в
неделю для полуторачасовых занятий на протяжении 2-3 лет. Дискуссия развивается из описания 1-2
случаев, которые свободно всплывают в памяти. Дополнительные сведения об уже известном группе по
предшествующим занятиям пациенте, как правило, сообщаются вначале. Как случай может быть
квалифицирована даже короткая встреча с больным, если она, по мнению врача, представляет интерес.
Однако обсуждают и небалинтовские случаи, если есть предварительная договоренность (Trenkel A.,
1984). Группа и докладчик пытаются определить суть отношений «врачбольной» посредством
комментариев и свободных ассоциаций (идей) по поводу обсуждаемого случая. Эти свободные
ассоциации разбивают сообщение, подобно призме, на, возможно, бессознательные (неосознанные)
детерминанты. Психоаналитик как руководитель группы изучает этот процесс, направляет и
стимулирует его, делает выводы и дает интерпретации.
Он объясняет структуру отношения «врач
больной»: формально как она описывается, по мнению группы; содержательно по способу ведения
дискуссии, поведению группы (Loch W., 1969). При этом пронизываются различные уровни отношений:
как пациент спонтанно сообщает о себе и своей болезни, так врач спонтанно делится со своими
коллегами переживаниями отношений с пациентом; как врач пытается особым способом слушания
понять скрытый смысл представлений своего пациента в контексте ситуативного момента, так
стараются его коллеги добиться понимания отношений «врачбольной» в контексте своих реакций-
отношений к спонтанным феноменам, которые обнаруживают в докладе своего коллеги. Неосознанные
аспекты отношений, возникающих из «переноса», проявляются врачом как на уровне пациента, так и на
уровне коллег. Этот актуальный «поперечно-рассеченный» феномен можно выявить в условиях
долгосрочного группового процесса, протекающего в течение нескольких лет одновременно и как
учебный процесс, и как процесс отношений (Argelander H., 1979).
Б. г. имеет ряд принципиальных отличий от родственных ей форм групповой работы. Так, Б. г. не
является в строгом смысле «психоаналитическим семинаром случаев»: акцент на практическом
использовании способа работы, центрированной на отношениях, модифицирует классические
|