психоаналитические принципы. Б. г. не является также «самообучающейся» группой: в фокусе Б. г. стоят
не эмоциональные потребности участников, а проблемы их отношений с пациентами. Б. г., нацеленная
на новый способ сенситивного слушания, способствует более глубокому восприятию собственной
личности (собственного «Я»). Оба процесса усиливаются в ходе балинтовского группового процесса.
Наконец, Б. г. не является «центрированной на теме интеракцией»: при большом сходстве этих форм
групповой работы (акцент делается на живом, связанном с практикой взаимном обучении) Б. г. более
центрирована на отношениях, сильнее связана с психоанализом,
происходит из области практической
медицины. К объективной информации, например о диагнозе, нозологии, методах лечения, в Б. г.
относятся так же, как к общепринятым светским рассуждениям.
Наряду с классической Б. г. существуют ее варианты. Бельгийский автор Моро (Moreau А., 1976)
описывает экзистенциальную систему ведения Б. г. Как руководитель, он отказывается от
психоаналитической позиции нейтральности, которая, по его мнению, «инфантилизирует группу».
Моро предпочитает быть активным участником обсуждения. Он отвергает психоаналитический метод
интерпретации материала, выявляемого в ходе обсуждения, и считает задачей участников группы лишь
выражение своих переживаний, вчувствование в переживания других членов группы, рассчитывая, что
в этом отразятся отношения «врачбольной», помогающие лучше понять последнего. Если, по Балинту,
«больного следует осмыслить одновременно в интеллектуальном и эмоциональном плане», то Моро
требует отказа от интеллектуальных объяснений, поскольку для него важен не диагноз, а субъективное
бытие больного, постигаемое не рациональным путем, а чутьем. Для того чтобы научить этому врачей, в
дискуссии по поводу доклада об одном из случаев участникам группы следует говорить не о том, что
они думают, а о том, что чувствуют во взаимоотношениях «врачбольной». Врачей учат быть с
пациентами непринужденными, призывать последних говорить меньше о своей болезни, а главным
образом о своем эмоциональном отношении к ней. Созданию эмоционального настроя служат
специальные приемы, например метод «встречи» проигрывание ролей попарно участниками группы,
в которых один из них представляет пациента. В отличие от классической Б. г., экзистенциальный ее
вариант, согласно Моро, не только способствует улучшению эмоционального контакта врача с
пациентами, но и учит его отвечать на вопросы, от которых врачи в своей практике обычно уклоняются,
например на вопросы онкологического больного о неизбежной смерти.
Опыт Б. г., первоначально ориентированной на врачей общесоматической практики, в
дальнейшем распространился и на подготовку психотерапевтов (Бараш Б. А. и др., 1992). Работа в такой
Б. г., по мнению авторов, направлена на повышение компетентности в профессиональном
межличностном общении; осознание личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные
отношения с пациентом; расширение представлений о лечебном процессе, в противовес
«апостольским» установкам врача; психопрофилактику участников группы, основанную на
возможности проработки «неудачных» случаев в ситуации коллегиальной поддержки. В группу входят
6-15 человек (оптимально 8-10), работающих в одном или различных медицинских учреждениях, но
желательно не связанных служебно-иерархическими отношениями. Группа может объединять людей с
различным стажем работы, но наиболее эффективно участие их при стаже более трех лет. Основным
принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к
пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. Работа в
группе может осуществляться в течение 2-3 лет. В этом случае 4-5-часовые занятия проводятся 1-2 раза
в месяц. Если группа сформирована из слушателей краткосрочного учебного семинара, занятия могут
быть ежедневными или с интервалом в несколько дней, но общее их количество должно
соответствовать числу участников. По желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью
видеокамеры или магнитофона. Руководитель Б. г. специально приглашается для этой работы или
избирается участниками. Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики ее
членов. Это могут быть «трудные» или «неудачные» эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить
врача, вызывающие у него дискомфортные воспоминания, остающиеся для него «непонятыми»; текущие
случаи, вызывающие у врача тревогу; так называемые фантастические терапевтические ситуации, даже
гипотетическая возможность которых волнует врача. Каждое занятие посвящается конкретному случаю,
о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не
ограничивают во времени и не перебивают. Для Б. г. нет необходимости в подготовке доклада, в
|