«общественному мнению», то, установив взаимосвязь этой проблемы с наказанием родителями за
«провинность» перед посторонними, за плохие оценки окружения (в том числе в школе), пациент видит
их неактуальность, меняет к социальным ценностям свое отношение, понимая, что окружающий мир
значительно изменился и необходимым условием существования становится уважение и проявление
собственных оценок, эмоций.
Во время переписки психотерапевт-оператор, задавая вопросы, избегает навязывать пациенту
свою точку зрения, а также какую-либо теорию, помогает ему решить проблему с его позиции, учитывая
собственное мировоззрение пациента, что позволяет избежать ряда этических проблем
психотерапевтической помощи по электронной почте.
В противовес существующему мнению, что психотерапия по электронной почте может носить
только рекомендательную функцию, в излагаемой методике психотерапии дача советов оператором
избегается, пациент наводящими вопросами подводится к решению своих проблем самостоятельно.
Создав в процессе психотерапии по электронной почте устойчивую и адекватную мотивацию на
излечение, проработав когнитивно-эмоциональные аспекты проблемы, пациент найдет способ
дальнейшего клинического лечения, пользуясь местными возможностями.
К достоинствам психотерапии по электронной почте следует отнести:
ее актуальность для России, так как значительная часть населения удалена от центров
психотерапевтической помощи;
стопроцентная возможность супервизии, поскольку переписка может сохраняться сколь угодно
долго в полном объеме;
беспрецедентный уровень анонимности обращающихся, т. к. Интернет позволяет открывать
анонимные почтовые ящики с вымышленными псевдонимами, что ведет к максимальной открытости
пациента;
особое использование возможностей цитирования как терапевтического инструмента,
связанного с автоматизацией этой функции при переписке;
возможность взаимозаменяемой и коллективной работы психотерапевтов-операторов,
экспертов различных направлений, связанных между собой не обязательно непосредственно, а при
помощи компьютерной связи в любых точках мира;
не исключается интеграция индивидуальной и групповой психотерапии,
связь только
обратившихся пациентов с уже прошедшими курс психотерапии, при необходимости привлечение
различных компьютерных тестовых и тренинговых программ.
См. также Психотерапия и Интернет.
ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ. Психотерапия в настоящее время считается
основным методом лечения больных алкоголизмом (Рожнов В. Е., 1979; Филатов А. Т., 1979, и др.).
Значителен вклад в лечение алкоголизма с помощью психотерапии отечественных ученых прошлого
А. А. Токарского (1896), И. В. Вяземского (1904) и особенно В. М. Бехтерева, развившего предложенный
И. В. Вяземским метод коллективной гипнотерапии алкоголизма. В лечебную триаду В. М. Бехтерева,
принципиально сохранившую свое значение до настоящего времени, входило убеждение в состоянии
наяву, мотивированное внушение в состоянии гипноза,
продолжающее темы психотерапевтических
бесед с больными, самовнушение и самоутверждение пациента (см. Психотерапевтическая триада
Бехтерева).
Из различных вариантов коллективной психотерапии алкоголизма, широко использовавшейся В.
М. Бехтеревым, наибольшее признание в настоящее время получил метод В. Е. Рожнова (1982),
разработанный автором на основе концепции эмоционально-стрессовой психотерапии (см.
Коллективная эмоционально-стрессовая гипнотерапия Рожнова). Гипнотическому воздействию здесь
также предшествуют психотерапевтические беседы, лечебное влияние которых закрепляется в гипнозе
(последний проводится по предложенной автором методике удлиненных не менее 1-1,5 часа
сеансов гипнотерапии). В состоянии гипноза вырабатывается условно-рефлекторная тошнотно-рвотная
реакция на вкус и запах алкоголя. В. Е. Рожновым также предложена и реализована в практических
условиях методика лечения больных алкоголизмом в системе психотерапевтических заводских
профилакториев.
В основе многих методик лежит выработка аверсии к запаху, виду, вкусу алкоголя и даже его
|