психотерапии (Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980; Личко А. Е., 1985; Семке В. Я., 1992, 1996). До
последнего времени существует точка зрения об ограниченной эффективности психотерапии при
психопатиях. Однако, как отмечает А. Е. Личко (1979), она может быть несомненно полезной при
психопатиях как сама по себе, так и в качестве метода, подготавливающего почву для педагогических
воздействий. Психотерапевтический подход, начиная с установления первых же контактов с пациентом,
должен ориентироваться на тип психопатии. Так, при преобладании гипертимных проявлений пациент
идет на контакт, если чувствует доброжелательное отношение к себе, интерес к своим проблемам; при
аффективной неустойчивости предпочтительнее директивный стиль психотерапии и т. д. В последнее
время при психопатиях все чаще применяется групповая психотерапия, и многие авторы подчеркивают,
что она позволяет пациентам лучше оценить свои реакции на жизненные трудности, выявить
индивидуально-непереносимые ситуации, способствующие декомпенсации, продемонстрировать
реакции группы на их поведение; конфронтация этих больных с лицами, имеющими аналогичные
проблемы, позволит сделать первых более восприимчивыми к лечению и добиться большей их
социализации, нивелировки характерологических девиаций. По мнению Лион и др. (Lion J. et al., 1977),
главное, чего позволяет добиться групповая психотерапия, это научить предвидеть последствия своего
поведения и корректировать его в конкретных условиях. Рекомендуется проводить лечение пациентов с
психопатиями в малых группах (лучше всего объединяя их с больными неврозами и другими
пограничными состояниями). Применяются дискуссионные формы и иные техники.
Психотерапия в настоящее время используется также в работе с делинквентными подростками. В
формировании делинквентного поведения подростков существенную роль играют психопатии к
акцентуации характера (Личко А. Е., 1985). Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким (1982) представлен
опыт работы с делинквентными подростками с гипертимными, эпилептоидными, истероидными и
неустойчивыми типами акцентуаций характера и психопатий. В качестве основных
психотерапевтических принципов авторы отмечают: 1) необходимость реализации и активизации
позитивных свойств личности делинквентного подростка и 2) противодействие негативным качествам
с переключением активности подростка на иные социально приемлемые цели. На основе своего опыта
авторы дают рекомендации по использованию форм и техник, адекватных для различных акцентуаций.
Работа С.А. Кулакова (1989) также посвящена перспективам использования групповой психотерапии у
подростков с пограничными психическими расстройствами, прежде всего с ситуационно-
обусловленными нарушениями поведения на фоне акцентуации характера. На основании собственных
исследований и данных зарубежных авторов рассматриваются цели, задачи, показания к групповой
психотерапии, подбор пациентов в группы и их типы, групповой процесс и динамика, формы
проведения занятий, механизмы лечебного действия групповой психотерапии у данного контингента
пациентов. Групповая психотерапия направлена на повышение самооценки, тренировку механизмов
купирования патогенных воздействий, приходящихся на область наименьшего сопротивления каждого
типа акцентуации характера, на усиление чувства ответственности за свое поведение, поиск путей для
семейной реадаптации, расширение временной перспективы, разрушение неадекватных механизмов
психологической защиты.
Большой интерес представляет опыт использования при психопатиях «клинической
психотерапии творчеством» (Бурно М. Е., 1999). Терапия творческим самовыражением, глубоко
индивидуализированная, основанная на тонком знании особенностей психопатической личности, ее
структуры, клинического состояния, включает в себя создание творческих произведений (на занятиях
живописью, скульптурой, художественной фотографией), общение с природой и др. М. Е. Бурно
указывает на три лечебных фактора при психотерапии данным методом:
1) возвращение собственной индивидуальности,
2) катарсис,
3) возникновение контактов, общение с другими людьми благодаря своему творчеству.
Психотерапия осуществляется в индивидуальной, чаще в групповой форме. По данным автора,
особенно показана она пациентам с психастенической, истерической и некоторыми другими видами
психопатий и акцентуаций характера.
Важное значение при психопатиях приобретает семейная психотерапия (Эйдемиллер Э. Г.,
Юстицкис В., 1999, и др.). Э. Г. Эйдемиллер выделяет две фазы психотерапевтического процесса:
|