функции развиваются в соответствии с группо-динамическим опытом (Аммон (Ammon G.)), который
накапливается в течение жизни, но наибольшее значение имеет опыт раннего детства. Развитие
считается доступным терапевтическому вмешательству на любом этапе и независимо от форм его
протекания. Авторы также понимают человека как целое, включающее здоровые и больные части.
Наличие здорового потенциала предполагается у каждого индивида. В понимании поведения человека
личностная интерпретация событий является наиболее важной. Учитывается, что поведение индивида
определяется совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и личностной
активности (Олпорт (Allport F. Н.)). Большое значение придается воле самого человека, и в таком
понимании он становится активным участником терапевтического процесса. Авторы, как и
большинство гуманистически ориентированных психотерапевтов, предполагают, что наиболее сильным
в человеке является мотив самореализации, или максимального развития личностного потенциала.
Основная задача психотерапевта состоит, таким образом, не в устранении симптома как
«мишени», а в поиске контакта со здоровыми элементами личности, их активации и за счет этого
развитии общего потенциала личности в целом. Целям терапии может отвечать все поле социальных
взаимодействий больного, а задачей психотерапевта, работающего в данном направлении, становится
создание вокруг пациента социально активной среды. Новизну своего подхода авторы видят в
применении на практике принципа «терапия средой плюс терапия среды», который заключается в том,
что терапевтическое воздействие как на пациента, так и на его ближайшее окружение осуществляется
социально активной средой, специально моделируемой психотерапевтом.
В практике детской психотерапии представляется эффективным моделирование среды,
включающей сверстников пациента, играющих роль фасилитаторов коррекционного процесса. Сам же
психотерапевт выступает в качестве агента изменения (катализатора), запускающего этот процесс и
впоследствии осуществляющего контроль и наблюдение за ним.
У детей с тяжелыми психическими заболеваниями, ранним детским аутизмом в особенности,
проблемы, связанные с функционированием в социуме, проявляются особенно ярко. Грубая
дефицитарность общения, как первично, биологически, так и вторично, социально обусловленная, ведет
к недоразвитию социальной адаптации и личности в целом. По мнению авторов, обеспечение
общением (заполнение «коммуникативного резервуара», и в первую очередь его эмоциональной
составляющей) является важным для таких детей. Причем коммуникативные навыки как база для
гармоничного развития личности наиболее успешно формируются в случае предоставления ребенку
возможности обучения взаимодействию на собственном опыте при поддержке ближайшего окружения
и специалистов. Сформированная психотерапевтом среда по своим параметрам должна быть
максимально приближена к естественной.
В соответствии с этими представлениями авторами была разработана методологическая схема
поэтапной коррекции и активизации социального функционирования детей с ранним детским аутизмом
и другими психическими заболеваниями.
1-й этап индивидуальные занятия. Этот этап необходим детям, находящимся в наиболее
тяжелом состоянии ввиду отсутствия коммуникативных навыков и отказа от общения в любой форме.
Основная задача психотерапевта вызвать у ребенка чувство «коммуникативного удовольствия». Она
может быть достигнута за счет снятия акцентов с регламентирующей и информационной функции
коммуникации и впоследствии присоединения к сохранным, здоровым частям личности. На этом этапе
ребенку позволяются любые проявления поведения, кроме угрожающих жизни.
2-й этап занятия в малой (2-3 человека) коррекционной группе. Все без исключения дети с
синдромом раннего детского аутизма проходят через этот этап со щадящим с точки зрения
предъявляемых требований режимом. Начиная с этого этапа в терапевтический процесс на правах
котерапевтов включаются сверстники пациента, способные продемонстрировать более зрелые формы
игровой деятельности, обладающие хорошими коммуникативными навыками и выраженными
эмпатическими способностями. Здесь главная задача достижение бесконфликтного существования
рядом со сверстниками и заинтересованного (хотя бы в форме наблюдения) отношения к ним.
3-й этап занятия в смешанной коррекционной группе (от 6 до 15 человек) является
основным и самым продолжительным в психотерапевтическом процессе. Открытые и гетерогенные по
возрастному и нозологическому параметрам группы объединяют детей с различными пограничными
|