состояниями и социальными поведенческими девиациями. Причем у ядра коллектива возрастные
различия сведены к минимуму. Исключение составляют дети с тяжелыми психическими заболеваниями
(ранним детским аутизмом, в частности), которые сознательно направляются в группы более старших и
более младших по возрасту, исходя из так называемого «принципа встречного движения».
Осуществление на практике данного принципа заключается в том, что в начале занятий дети,
находящиеся в наиболее тяжелом состоянии с точки зрения развития коммуникативных навыков,
дальше всего отстоят от основного возрастного ядра группы. Это обусловлено тем, что максимально
отличающиеся по возрасту дети предъявляют друг другу минимальные требования, что снижает чувство
опасности и тревоги при организации коммуникации. По мере развития навыков общения у детей с
ранним детским аутизмом и улучшения их состояния в целом они переводятся в группы, где возраст
участников несколько приближен к возрасту пациента. Предполагается, что на заключительных стадиях
психокоррекционной работы ребенок с синдромом раннего детского аутизма сможет строить
адекватные взаимоотношения со своими ровесниками и отвечать предъявляемым требованиям, не
испытывая при этом чувства тревоги и дискомфорта. Основная задача на этом этапе осуществление
перехода от одиночной предметной игры в присутствии других детей к игре вместе с ними. Отсутствие
речи или минимальная речевая активность детей с тяжелыми расстройствами, как показывает практика,
не является непреодолимым препятствием.
4-й этап занятия в открытой социальной среде. Они зачастую проводятся параллельно с
занятиями 3-го этапа и включают в себя посещения театров, музеев, экскурсии по городу, туристские
походы и проживание в летнем лагере. Основная цель данного этапа закрепление навыков
самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Каждый ребенок посещает занятия 1 2 раза в неделю в течение учебного года, иногда на
протяжении нескольких лет. Продолжительность одного занятия около полутора часов. Поведение
психотерапевта на всех этапах психотерапевтического процесса недирективно, воздействие
осуществляется на основе эмпатических коммуникаций. Особое внимание на протяжении всей работы
специалисты уделяют подбору участников терапевтических занятий. Здесь важны не биологический
возраст и нозологические параметры, а скорее личностные особенности и уровень социальной зрелости
пациента.
Участники психокоррекционного процесса подбираются с учетом их принадлежности к четырем
основным группам: 1) дети с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями (преимущественно
ранним детским аутизмом) представляют основную группу для направленных терапевтических усилий;
2) дети с пограничными расстройствами и незначительными поведенческими нарушениями составляют
группу, которая в ходе психокоррекционного процесса не просто является «игровой средой» для детей с
тяжелыми психическими заболеваниями, но и в первую очередь решает собственные проблемы в
рамках традиционно понимаемой игровой терапии; 3) дети с расстройствами социального поведения
принимают участие в психокоррекционной работе как с целью нормализации собственных
поведенческих проявлений, так и, на более поздних этапах, в качестве помощников; 4) здоровые дети-
котерапевты являются ядром психотерапевтической группы. Они участвуют в работе на добровольных
началах, осознанно, в качестве помощников, имеют опыт тренинга общения и обладают такими
необходимыми качествами, как эмпатия,
наблюдательность, активность и креативность. По мнению
авторов, одновременное присутствие в группе детей четырех указанных категорий как раз и позволяет
моделировать среду, максимально приближенную к естественной (микромодель социума), и с большой
степенью вероятности прогнозировать поведение детей в открытом социуме.
Оценка результативности проводится по трем направлениям: наблюдения лечащего врача,
отзывы родителей и независимая экспертная оценка психологов. Опыт работы показывает достаточно
высокую эффективность предложенной методологической схемы. Положительным результатом для
детей с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями, как правило, является активизация и
нормализация взаимодействия со своим окружением за счет снижения чувства тревоги и страха при
построении коммуникации и, как итог, повышение личностного потенциала в целом. Для остальных
участников психокоррекционного процесса следствием занятий в группе становится формирование
положительного отношения к себе и окружающим, усиление активности и креативности за счет
расширения границ принятия своих собственных проявлений и проявлений окружающих.
|