используется редко из-за возможного усиления регрессивных тенденций больных. Однако этот прием
совершенно необходим после преодоления дезадаптивных психологических установок, на этапе
совершенствования проблемно-решающего поведения, когда вмешательства носят преимущественно
тренировочный, психопедагогический характер. Среди решаемых здесь задач рекомендации по
оптимальному быто- и трудоустройству, помощь в нахождении «социальной ниши», обеспечивающей
защиту от социальных стрессоров, в поиске внепрофессиональной занятости, облегчающей
установление социальных связей и получение внутренней удовлетворенности; сюда относится также
нахождение остаточных резервов в сохранившихся социальных навыках, обучение и тренировка
коммуникативных приемов, которыми больной не владеет. Чрезвычайно важным является научение
пациента своевременному распознаванию надвигающегося рецидива, с одной стороны, и в то же время
игнорированию отдельных, затрудняющих адаптацию психопатологических проявлений или даже
симулятивному поведению во внетерапевтических ситуациях с другой. По внутренней структуре
дидактические приемы имеют разную степень сложности и предусматривают разные уровни
сотрудничества больного с врачом в процессе научения. Гибкое использование отдельных вариантов с
учетом возможностей пациента позволяет добиться большего терапевтического успеха: простой совет
указание о том, что надо сделать, без разъяснений, как именно это надо делать; подробная инструкция
по выполнению сложных образцов поведения с указанием последовательности выполнения отдельных
этапов, конкретных ролевых приемов, привязанных к возможным вариантам ситуаций; предложение
больному нескольких альтернативных вариантов поведения, один из которых он может выбрать
самостоятельно; обучение больного типовым проблемно-решающим алгоритмам, выводящим на
многофункциональные формы поведения, пригодные для решения и других сложных задач.
4. Разъяснение, уточнение. Основная цель повышение точности понимания сути получаемого
от больного материала, исключение возможных параллельных истолкований смысла, устранение
недостаточной смысловой связанности сообщаемой информации. Здесь возможны также насыщение
суждений, сделанных ранее в более общей форме, конкретными деталями, примерами, иллюстрациями
и резюмирование сжатое воспроизведение смысла изложенного ранее более пространно или менее
последовательно. Границы применения уточнений осознаваемые содержания переживаний, не
подвергшиеся искажению защитными психологическими процессами, но в то же время и не
представляющиеся еще больному достаточно определенными, ясными и увязанными в общий
жизненный контекст. В этом смысле наиболее употребительным вариантом уточнения является так
называемое фокусирование фиксация внимания больного на еще не вербализованных компонентах
содержания проблемных переживаний с целью их последующей вербализации.
По существу,
фокусирование представляет собой осторожное нащупывание границ, за которыми воспринимаемая
информация начинает подвергаться искажениям, а попытки коррекции наталкиваются на
сопротивление больного и требуют использования уже других инструментов.
5. Конфронтация. Главная цель возвращение в сознание больного информации, подвергшейся
избирательной фильтрации дезадаптивными психологическими установками, демонстрация признаков
наличия интрапсихических конфликтов и связанных с ними психологических процессов, искажающих
восприятие реальности. Конфронтация это сообщение не столько сути информации, сколько
связанного с ней значимого переживания, в противном случае она плохо фиксируется в сознании. При
использовании конфронтации не следует жалеть усилий, чтобы убедить больного в том, что сообщение
ему информации, с которой он, как правило, не согласен, ни в коей мере не означает враждебности по
отношению к нему врача, преподносящего эту информацию. Применяя конфронтацию, необходимо
следить за степенью внутреннего неприятия больным суждений врача, болезненных для него, и за его
готовностью с ними согласиться. Наиболее часто используются такие приемы конфронтации: выявление
внутренней противоречивости высказываний больных, их несоответствия реальности, несовпадения
его действительной линии поведения с той, которую он декларирует; выявление психосоциальной
обусловленности и дезадаптивного поведения, внутреннего дискомфорта, симптомов по временной
связи их проявления (исчезновение, изменение интенсивности) с определенными стрессовыми
ситуациями; выявление неосознаваемых конфликтных отношений по чрезмерности или заниженности
адекватной по содержанию эмоциональной реакции на ситуацию сравнительно с нормативной:
обнаружение при дезадаптивных психологических установках (типа односторонней биологической
|