включая угрожающую жизни травму и связанное с ней заболевание. На протяжении жизни ему
неоднократно приходилось преодолевать различные страхи, к примеру: страх травмы с кровотечением,
страх задохнуться, туннельную фобию, тревогу по поводу своего здоровья, страх публичных
выступлений. В начале своей карьеры у него также был легкий депрессивный эпизод. Но он сумел
использовать свой личный опыт для того, чтобы понять чувства других людей и внести вклад в теорию
и практику психотерапии. Процесс, при помощи которого он осуществлял наблюдения, генерализации,
проверки (тестирование) теорий, объединяющей теории и ее обоснование, берет свое начало в
собственных способностях к самонаблюдению.
После окончания Университета Браун и Йельской медицинской школы Б. начал свою карьеру в
медицине. Изначально его привлекла неврология, но во время резидентуры он перешел в психиатрию.
Неудовлетворенность психоанализом угнетала Б., несмотря на попытки принять его предпосылки,
недостатки, конкретности и точности. Во время исследований по валидизации теории депрессии
Фрейда (Freud S.) Б. начал задаваться вопросами относительно самой этой теории и создал свою
собственную. Его исследование снов депрессивных пациентов не выявило направленного на себя гнева
или злости, как полагал Фрейд, а скорее темы утраты, поражения и депривации. Эти находки
повторились в дальнейших экспериментах по peaгированию депрессивных пациентов на успех или
провал в выполнении экспериментальных задач и отчетах о потоке сознания депрессивных пациентов в
частной практике Б.
С точки зрения Б., мотивационная модель Фрейда не выдержала испытания проверкой. Вместо
поиска бессознательной мотивации Б. объяснял возникновение потока мыслей и снов исходя из
концепции самости. При депрессии индивид видит себя неудачником, мир карающим, а будущее
бледным и даже безнадежным. При депрессии, как и при других синдромах, когниции полны ошибок,
называемых в логике «когнитивными искажениями». Это означает, что позитивная или нейтральная
информация из окружающего мира искажается или модифицируется таким образом, чтобы
соответствовать индивидуальному состоянию ума в текущий момент. Происходит фиксация на ошибках
или их преувеличение, позитивная информация минимизируется или игнорируется, нейтральная
информация интерпретируется в самом неблагоприятном свете и т. д. Мышление депрессивного
индивида становится настолько ригидным и абсолютистским, что эти искажения проходят без
коррекции и негативные мысли становятся все более выраженными и правдоподобными. Негативные
мысли отражают дисфункциональные убеждения и предположения, которые были запущены
соответствующими жизненными событиями, и приводят в движение депрессивную программу.
Когнитивная модель депрессии не противоречит биохимической: они отражают различные уровни
анализа. Независимо от ее «причин», депрессия характеризуется одними и теми же когнитивными
процессами. Может быть биологическая уязвимость по отношению к депрессии, а может быть и
когнитивная уязвимость. Более того, лечение, сфокусированное на этих когнитивных процессах,
зарекомендовало себя как высокоэффективное. Было показано, что когнитивная психотерапия является
такой же эффективной, как и фармакотерапия при лечении монополярной депрессии. Кроме того, было
установлено, что когнитивная психотерапия является эффективной и при профилактике рецидивов
депрессии. Текущие исследования должны дать ответ на вопрос: может ли когнитивная психотерапия
предотвратить манифестацию первого эпизода депрессии в группе риска.
Продолжающиеся исследования в области психопатологии и использовании когнитивной
терапии обеспечили Б. выдающееся место в научном сообществе Соединенных Штатов Америки. Им
написаны сотни научных статей и теоретических глав, равно как и несколько книг. Он разработал
оценочные шкалы для депрессии, риска суицида, для исследования личности. Б. получил награды и
почести от академических учреждений и профессиональных организаций всего мира, включая
Американскую психиатрическую ассоциацию, Американскую психологическую ассоциацию и
Королевский психиатрический колледж (в Великобритании). Он остается плодотворным автором и
исследователем. Его работа в настоящее время финансируется Национальным институтом психического
здоровья, что подчеркивает ее значение.
Б. является почетным профессором психиатрии Пенсильванского университета, где он долгое
время работал, основателем Института Бека, являющегося научным и учебным центром, возглавляемым
одним из его 4 детей, Д. Бек (Beck J.). Институт Бека является одним из многих центров по обучению
|