насыщенным информационно, многосторонним, трудносистематизируемым, избыточным по объему.
Для групповой психотерапии, в силу большей сложности психотерапевтического процесса, эта задача
оказывается еще более трудной. Здесь весьма полезны могут быть вспомогательные материалы и
методы: представление стенограммы хотя бы одного группового занятия (магнитофонной или
видеозаписи); реконструирование социометрических срезов группы; распределение психотерапевтом,
предъявляющим для обсуждения сложный случай, ролей членов анализируемой группы между
участниками обсуждения (включая и себя) с предложением «сценария» какого-либо важного эпизода;
психодраматическое проигрывание этого эпизода. Основной акцент в дискуссии делается на различных
аспектах взаимодействия и взаимоотношений психотерапевта в меняющейся групповой ситуации (с
отдельным пациентом, группой в целом или одной из ее подгрупп). Такое обсуждение, будучи
эмоционально значимым для психотерапевта, дает ему возможность воспользоваться обратной связью в
качестве корригирующей. Эта обратная связь первого порядка (от членов группы к докладчику) может
быть дополнена обратной связью второго порядка (от докладчика к участникам обсуждения),
предоставляющей всем членам группы информацию об эффективности их корригирующей
деятельности.
БАЛИНТОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Распространение опыта Балинта (Balint M., 1957), созданного
им метода (см. Балинтовская группа)
и его вариантов. С 1960-х гг. опыт работы балинтовских
семинаров в клинике Тависток (Лондон) привлекает к себе внимание многочисленных исследователей
и практиков, сторонников психосоматической ориентации, пациент-центрированной медицины. Во
многих странах начали создаваться семинары по типу тавистокских. Первоначально балинтовские
группы были ориентированы в основном на врачей общесоматической практики и ставили перед собой
исследовательские и обучающие (тренинговые) задачи, делая упор на отношения «врачбольной».
Впоследствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Сам Балинт
проводил семинары со студентами-медиками и ассистентами врачей, для того чтобы соориентировать
их на «пациент-центрированную» медицину, противопоставляя ей «болезне-центрированную». В
дальнейшем этот опыт распространился и на подготовку психотерапевтов и касался преимущественно
индивидуальной психотерапии.
Однако имеются попытки использования балинтовских групп в
процессе подготовки специалистов и в области групповой психотерапии.
В частности, опубликован
опыт работы такой группы в Институте им. В. М. Бехтерева (Санкт-Петербург), расширяющий
традиционные представления об этом методе (Бараш Б. А. и др., 1988). В 1970-е гг. стали проводиться
балинтовские группы, интенсивно работающие в течение нескольких дней (например, Балинтовские
недели в Силс-Мария, семинары в Дивонне, Геттингене, Балинтовские встречи в Асконе (Любан-
Плоцца (Luban-Plozza В.) и др.). На таких встречах обычно фактически работающие малые группы
наблюдаются значительным количеством обучающихся, что позволяет привлечь большее число врачей к
идеям «пациент-центрированной» медицины. На сегодняшний день есть Британское Балинтовское
общество и Балинтовская премия. Б. д. вышло за пределы Европы и успешно развивается в Японии,
Индии и других странах.
Метод Балинта оказался полезным не только для повышения квалификации врачей, но и для
обучения и развития медицинского персонала. Более того, существуют варианты балинтовских групп
для учителей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и представителей других
профессий, основанных на взаимодействии с человеком. Это вызвано, с одной стороны, растущей
потребностью в помощи при анализе отношений, складывающихся в диаде «специалистклиент», и с
другой адекватностью метода для этих целей.
БЕК Аарон (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Основатель когнитивной психотерапии,
одной из
наиболее влиятельных и эмпирически валидизированных форм психотерапии на сегодняшний день. Б.
внес большой вклад в современную психиатрию и психологию, так как предложенная им психотерапия
оказалась эффективной в лечении депрессии и тревоги. На самом деле его модель была применена в
лечении многих нарушений, включая личностные расстройства, алкогольные и другие зависимости,
супружеские и семейные дисгармонии, суициды, панические атаки, шизофрению и биполярные
аффективные расстройства.
Б. родился в Провиденсе, штат Родайленд, США, но его родители эмигрировали в Соединенные
Штаты Америки с Украины. В детстве у него были академические успехи, но вместе с тем и сложности,
|