размыванию понятия Р. п., а с другой к отказу от самостоятельности метода Р. п. вообще. Для того
чтобы четче очертить границы Р. п., необходимо осветить в сравнительном аспекте те
психотерапевтические методы, которые имеют общие черты с основными положениями Р. п.
Таблица 9.
Сравнительная характеристика рациональной, когнитивной и рационально-
эмоциональной психотерапии
Основные
характеристики
метода
психотерапии
Психотерапевтические методы
Рациональная
психотерапия
Когнитивная
психотерапия
Рационально-эмоциональная
психотерапия
Основоположники
Поль Дюбуа
Аарон Бек
Альберт Эллис
Ключевые звенья
психических
нарушений
Ошибки формальной
логики, «иллогизмы»
(«после этого, по
причине этого»
смешение причины и
следствия,
недостаточное
основание и т. д.),
пренебрежение
категориями и законами
диалектической логики,
искаженная
«внутренняя картина
болезни»
Когнитивные искажения,
ошибки в суждениях:
персонализация,
дихотомичность
мышления, выборочное
абстрагирование,
произвольные
умозаключения,
свергенерализация,
катастрофизация
Жесткие когнитивно-
эмоциональные связи,
иррациональные установки:
долженствования,
катастрофизации,
обязательной реализации
своих потребностей,
оценочная установка
(чрезмерное обобщение или
упрощение). Или двенадцать
и более «основных
иррациональных идей
Этиология
Развитие болезни
Неправильное научение в
процессе познавательного
или когнитивного
развития личности
Наследственность и
окружающая среда хотя и
играют определенную роль,
но менее значимы, чем
настоящее
Основная цель
метода
Формирование
понятий и
представлений о
заболевании,
демонстрация
логических ошибок,
убеждение пациента в
основном тезисе врача
Коррекция когнитивных
искажений
Реконструкция системы
убеждений, отказ от
требований и жестких
иррациональных установок
Логический
компонент
Сфера формальной и
диалектической логики
Сфера формальной логики
Сфера формальной логики
Дидактические
приемы
Помимо
психологических
оснований
используются
нравственные,
моральные принципы
дидактики, отсюда
системность
использования ее
Дидактические приемы
психологической
ориентации
Дидактические приемы
психологической ориентации
|