Navigation bar
  Print document Start Previous page
 602 of 825 
Next page End  

психологических установках через фазу конфронтации в объективную логику полного видения
реальности. Интерпретация придает самооценке больного временное измерение, представляя собой
поиск общего знаменателя между его поведением в прошлом, настоящем и в отношениях с врачом; она
исследует происхождение искажений реальности и цели, достигаемые при этом дезадаптивными
психологическими установками.
Временной аспект интерпретации безусловно важен для обеспечения целостности объяснения
всей картины больным, но в то же время его практическое значение не следует абсолютизировать. При
работе с больными шизофренией, в отличие от больных с неврозами, в интерпретации нуждаются не
столько события, происходившие в прошлом в ходе общения больного со значимым окружением,
сколько эмоциональные реакции, сопровождавшие эти события и оказавшиеся условно-рефлекторно
зафиксированными в современном его поведении. В этом смысле решающей для успеха данного приема
является его эмоциональная опосредованность. Чисто интеллектуализированное, свободное от эмоций
понимание больным происходящего никогда не ведет его к продуктивному поведению. Интерпретация
будет успешна лишь в том случае, если гипотезы врача о причинах дезадаптации окажутся полностью
подтвержденными процессом объективации. Интерпретация должна иметь оптимальную глубину (т. е.
степень расхождения между гипотезами объяснения самого больного и врача не должна быть
чрезмерной) и быть своевременной (т. е. обеспеченной готовностью больного принять и интегрировать
ее, что, в свою очередь, связано с успешностью преодоления сопротивления больного
психотерапевтической коррекции). Кроме того, чтобы больной воспринял интерпретацию, она должна
быть созвучной его жизненному опыту, культурным особенностям его среды происхождения и не
превышать его когнитивных возможностей усвоения.
Интерпретативная работа повторяется многократно на серии аналогичных ситуаций как из
прошлого больного, так и из его текущей повседневной жизни. Основная цель этого этапа — научить
больного самостоятельно распознавать дезадаптивные психологические установки в типовых ситуациях
их проявления, так как по мере углубления осознания снижается вероятность их срабатывания в
дальнейшем.
В. Д. Вид акцентирует внимание на том, что арсенал инструментальных приемов психотерапевта
есть лишь средство успешной реализации его общего клинического опыта, овладение различными
приемами — лишь часть подготовки и не должно становиться самоцелью. Больного нельзя лечить с
помощью «рецептурного справочника» отдельных психотерапевтических приемов. Индивидуализация
задач на основе диагностики на психопатологическом, психологическом и социальном уровнях, точная
оценка ресурсов и возможностей больного, гибкий подбор наиболее адекватных методов в их
правильном сочетании с медикаментозными и другими вмешательствами — такова основа
эффективного проведения психотерапии.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Впервые наиболее подробно и системно изложена
швейцарским невропатологом Дюбуа (Dubois P.) в книге «Психоневрозы и их психическое лечение»
(1912). Возникнув как альтернатива терапии внушением,
Р. п. опиралась прежде всего на разум,
мышление пациента (лат. ratio — разум, рассудок).
Особенностью первого этапа развития Р. п. было подробное описание нарушений мышления при
различных психических заболеваниях, использование достижений как формальной, так и
диалектической логики с целью коррекции неправильных суждений больных «психоневрозами».
Что включает в себя сегодня понятие Р. п.? Сохранили ли ее технические приемы свое значение
или стали архаичными? Ответы на эти вопросы достаточно актуальны в свете появления «новых»
методов психотерапии (в данной статье использованы материалы, предоставленные В. Л. Минутко.).
При описании различных методов современной психотерапии мы и сейчас встречаем те же
основания, которые высказывал еще Дюбуа. Особенно много общего у Р. п. с такими
психотерапевтическими методами, как когнитивная психотерапия и рационально-эмоциональная
психотерапия.
Отдельные положения и приемы Р. п. согласуются с методом нейролингвистического
программирования (метамодель,
изменение суждений с помощью техники субмодальностей,
использование аналогий — метафор и т. д.) и прививки против стресса Мейхенбаума.
До сих пор методы рационально-эмоциональной и когнитивной —
когнитивно-поведенческой
психотерапии —
не определены в своем отношении к Р. п., что, с одной стороны, приводит к
Hosted by uCoz