психологических установках через фазу конфронтации в объективную логику полного видения
реальности. Интерпретация придает самооценке больного временное измерение, представляя собой
поиск общего знаменателя между его поведением в прошлом, настоящем и в отношениях с врачом; она
исследует происхождение искажений реальности и цели, достигаемые при этом дезадаптивными
психологическими установками.
Временной аспект интерпретации безусловно важен для обеспечения целостности объяснения
всей картины больным, но в то же время его практическое значение не следует абсолютизировать. При
работе с больными шизофренией, в отличие от больных с неврозами, в интерпретации нуждаются не
столько события, происходившие в прошлом в ходе общения больного со значимым окружением,
сколько эмоциональные реакции, сопровождавшие эти события и оказавшиеся условно-рефлекторно
зафиксированными в современном его поведении. В этом смысле решающей для успеха данного приема
является его эмоциональная опосредованность. Чисто интеллектуализированное, свободное от эмоций
понимание больным происходящего никогда не ведет его к продуктивному поведению. Интерпретация
будет успешна лишь в том случае, если гипотезы врача о причинах дезадаптации окажутся полностью
подтвержденными процессом объективации. Интерпретация должна иметь оптимальную глубину (т. е.
степень расхождения между гипотезами объяснения самого больного и врача не должна быть
чрезмерной) и быть своевременной (т. е. обеспеченной готовностью больного принять и интегрировать
ее, что, в свою очередь, связано с успешностью преодоления сопротивления больного
психотерапевтической коррекции). Кроме того, чтобы больной воспринял интерпретацию, она должна
быть созвучной его жизненному опыту, культурным особенностям его среды происхождения и не
превышать его когнитивных возможностей усвоения.
Интерпретативная работа повторяется многократно на серии аналогичных ситуаций как из
прошлого больного, так и из его текущей повседневной жизни. Основная цель этого этапа научить
больного самостоятельно распознавать дезадаптивные психологические установки в типовых ситуациях
их проявления, так как по мере углубления осознания снижается вероятность их срабатывания в
дальнейшем.
В. Д. Вид акцентирует внимание на том, что арсенал инструментальных приемов психотерапевта
есть лишь средство успешной реализации его общего клинического опыта, овладение различными
приемами лишь часть подготовки и не должно становиться самоцелью. Больного нельзя лечить с
помощью «рецептурного справочника» отдельных психотерапевтических приемов. Индивидуализация
задач на основе диагностики на психопатологическом, психологическом и социальном уровнях, точная
оценка ресурсов и возможностей больного, гибкий подбор наиболее адекватных методов в их
правильном сочетании с медикаментозными и другими вмешательствами такова основа
эффективного проведения психотерапии.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Впервые наиболее подробно и системно изложена
швейцарским невропатологом Дюбуа (Dubois P.) в книге «Психоневрозы и их психическое лечение»
(1912). Возникнув как альтернатива терапии внушением,
Р. п. опиралась прежде всего на разум,
мышление пациента (лат. ratio разум, рассудок).
Особенностью первого этапа развития Р. п. было подробное описание нарушений мышления при
различных психических заболеваниях, использование достижений как формальной, так и
диалектической логики с целью коррекции неправильных суждений больных «психоневрозами».
Что включает в себя сегодня понятие Р. п.? Сохранили ли ее технические приемы свое значение
или стали архаичными? Ответы на эти вопросы достаточно актуальны в свете появления «новых»
методов психотерапии (в данной статье использованы материалы, предоставленные В. Л. Минутко.).
При описании различных методов современной психотерапии мы и сейчас встречаем те же
основания, которые высказывал еще Дюбуа. Особенно много общего у Р. п. с такими
психотерапевтическими методами, как когнитивная психотерапия и рационально-эмоциональная
психотерапия.
Отдельные положения и приемы Р. п. согласуются с методом нейролингвистического
программирования (метамодель,
изменение суждений с помощью техники субмодальностей,
использование аналогий метафор и т. д.) и прививки против стресса Мейхенбаума.
До сих пор методы рационально-эмоциональной и когнитивной
когнитивно-поведенческой
психотерапии
не определены в своем отношении к Р. п., что, с одной стороны, приводит к
|